Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Вопросы должностных лиц муниципальных контрольно-счетных органов Хабаровского края о реализации права на составление административных протоколов и ответы на них

Вопросы должностных лиц муниципальных контрольно-счетных органов Хабаровского края

о реализации права на составление административных протоколов и ответы на них,

подготовленные заведующим сектором правовой и кадровой работы аппарата

Контрольно-счетной палаты Хабаровского края Медведевой Т. А.

Семинар 26.02.2016

№ вопроса

Содержание вопроса

Ответ

1.

Нормативная база, необходимая КСО МО для реализации полномочий. Правовая основа исполнения КСО полномочий по выявлению административных правонарушений

Право КСО МО составлять протоколы об административных правонарушениях по статьям 5.21, 15.1, 15.11, 15.14 - 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 20 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено в части 7 статьи 28.3 КоАП РФ.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы, установлен Законом Хабаровского края от 25.03.2015 № 45, согласно которому это все должностные лица КСО, осуществляющие контрольные функции в соответствии с полномочиями КСО.

Но правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях осуществляется нормами не только административного права, но и нормами финансового права.

2.

Порядок возбуждения административного дела. Последовательность ведения административного производства. С какого времени следует считать производство по делу об адм. правонарушении начатым.

Согласно пункту 2 ст. 268.1 БК РФ при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

При этом должностное лицо, составившее административный протокол, не является участником производства по делам об административных правонарушениях (глава 25 КоАП РФ).

Должностным лицам КСО в административном процессе отведена только одна функция – возбудить дело об административном правонарушении.

Момент возбуждения дела об административном правонарушении – это время составления протокола об административном правонарушении или время вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования (ст. 28.1 КоАП РФ).

Поводом к составлению административного протокола является непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Составлять административный протокол следует после оформления акта о проведении проверки при осуществлении муниципального контроля (Примечания к части 5 ст. 28.1 КоАП РФ). Полагаю, что протокол возможно составить и после утверждения отчета по результатам контрольного мероприятия, учитывая п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», составление протокола за пределами сроков, установленных статьей 28.5 КоАП РФ не будет являться существенным недостатком, так как эти сроки не являются пресекательными, а также учитывая изменения о сроке направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2015 № 406-ФЗ, не позднее 30 календарных дней со дня окончания контрольного мероприятия, а не проверки, как было в предыдущей редакции п. 5 ст. 306.2. БК РФ.

3.

Как правильно согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ указывать в протоколе об административном правонарушении событие административного правонарушения? Как правильно указать в протоколе сведения где, когда и какое именно противоправное деяние, например нарушающее порядок формирования муниципального задания было совершено должностным лицом-руководителем ГРБС. Что считать днем совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ (нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания)? Пример конкретного случая привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.15 КоАП РФ

Событие административного правонарушения – это то, как проявляется правонарушение в объективной реальности.

В соответствии со ст. 15.15.15 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

В силу положений статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Объективную сторону данного правонарушения составляют нарушения процедур формирования (изменения) государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения.

Событие административного правонарушения – конкретное противоправное действие должностного лица, нарушающее порядок формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.

Рассмотрим возможные варианты на примере порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Хабаровского края, установленного постановлением Правительства Хабаровского края от 27.11.2015 № 414-пр.

1. Несоблюдение сроков утверждения государственного задания

Согласно п. 2.4 Положения, утвержденного постановлением Правительства края № 414-пр, государственное задание утверждается не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения краевого бюджета.

Событие административного правонарушения в этом случае – утверждение руководителем ГРБС государственного задания позже установленного срока в нарушение п. 2.4 Положения.

Датой совершения правонарушения в данном случае определяется дата по истечению срока, установленного для утверждения, а именно 15 рабочих дней со дня утверждения краевого бюджета.

(Решение № 12-11/2015 от 30 июня 2015 г. Протвинский городской суд (Московская область))

Например, Закон «О краевом бюджете на 2016 год» утвержден 9 декабря 2015 года. Датой совершения правонарушения будет 31 декабря 2015 г.

2. Несоблюдение процедур формирования государственного задания.

В этих случаях датой совершения административного правонарушения будет являться дата утверждения государственного задания.

(Решение № 12-306/2015 от 27 июля 2015 г. Ленинский районный суд г. Смоленска)

3. Включение в государственное задание видов государственных работ и услуг, не включенных в ведомственный перечень государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых краевыми государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (п. 2.6 Положения).

Дата совершения административного правонарушения – дата утверждения государственного задания.

4. Изменение (увеличение или уменьшение) объема субсидии в течение срока выполнения государственного задания без изменения государственного задания либо изменении нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) (п. 3.27 Положения).

Дата совершение административного правонарушения в этом случае – дата подписания дополнительного соглашения, заключаемого органом исполнительной власти края, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении КГБУ, КГАУ, с КГБУ, КГАУ.

4.

Срок давности привлечения к административной ответственности, в том числе при возвращении протоколов судом. Если при проведении контрольного мероприятия в 2016 году за 2014 год установлено нецелевое использование бюджетных средств, что считать днем совершения административного правонарушения (дату авансового отчета, дату платежного поручения, дату расходного кассового ордера)? Является ли административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ длящимся?

Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Давность привлечения к административной ответственности за административные правонарушения против порядка управления – три месяца, т. к. дела рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ч. 20 ст. 19.5, статьи 19.6 и 19.7).

В случае, если протокол составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судья на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ выносит определение о возвращении протокола и других материалов дела в контрольно-счетный орган или должностному лицу контрольно-счетного органа, которым составлен протокол.

Факт возвращения судьей протокола не влияет на исчисление срока давности привлечения к ответственности.

Недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются судье в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ).

 

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 15.14 КоАП РФ, должен исчисляться с момента внесения бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. (Решение № 7.1-38/2015 от 24 февраля 2015 г. по делу № 7.1-38/2015 Ростовский областной суд)

Данное правонарушение характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию бюджетных средств (Решение № 12-16/2014 от 28 апреля 2014 г. Кочевский районный суд (Пермский край).

Следовательно данное правонарушение будет окончено в момент совершения конкретной платежно-расчетной операции:

- оплаты платежным поручением;

- расходным кассовым ордером;

- договором купли-продажи

Например, ООО на основании соглашения предоставлена субсидия на возмещение 50 процентов стоимости приобретенных технических средств и оборудования для осуществления товарного рыбоводства (автоцистерна для перевозки живой рыбы. В соответствии с соглашением ООО обязуется использовать приобретенное техническое средство только в целях товарного рыбоводства, не отчуждать третьим лицам. Но фактически автоцистерна, на которую выделены средства областного бюджета, не использовалась для товарного рыбоводства, а использовалась для перепродажи и стала в итоге предметом залога. Таким образом, ООО допущено нецелевое использование бюджетных средств, что является административным правонарушением, предусмотренным статьей 15.14 КоАП РФ (Решение № 12-167/2015 от 16 октября 2015 г. по делу № 12-167/2015 Искитимский районный суд (Новосибирская область)).

 

Данное правонарушение не является длящимся, поскольку оно не связано с длительным непрекращающимся невыполнением или ненадлежащим выполнением нарушителем установленных законом обязанностей, а характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию бюджетных средств (Решение № 12-16/2014 от 28 апреля 2014 г. Кочевский районный суд (Пермский край)

Данное правонарушение не является длящимся, поскольку оно является одномоментным действием (Решение № 7.1-38/2015 от 24 февраля 2015 г. по делу № 7.1-38/2015 Ростовский областной суд)

 

Формулировку для определения длящегося административного правонарушения дает Пленум Верховного Суда РФ в пункте 14 Постановления от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

«При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.»

Необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявил факт его совершения, а именно день составления Акта. (Решение Шекснинский районный суд (Вологодская область)№ 12-23/2015 от 20 февраля 2015 г. )

Пример длящегося административного правонарушения.

Нарушение статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившееся в несоблюдении условий предоставления межбюджетных трансфертов в части превышения установленного норматива формирования расходов на оплату труда в органах местного самоуправления влечет административную ответственность по ст. 15.15.3 КоАП РФ. Административное правонарушение предусмотренное ст. 15.15.3 КоАП РФ является длящимся (Решение того же Шекснинский районный суд (Вологодская область)№ 12-23/2015 от 20 февраля 2015 г.) Решением Вологодский областной суд № 7-189/2015 от 7 апреля 2015 г. решение Шекснинского районного суда от 20 февраля 2015 г оставлено без изменения.

5.

По результатам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета и бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств установлено, что отдельные формы, являющиеся приложениями к Пояснительной записке, отсутствуют либо не заполнены или заполнены частично.

Подлежит ли виновное должностное лицо административной ответственности в соответствии со статьей 15.15.6 КоАП РФ?

Статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в том числе за непредставление бюджетной отчетности либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

Согласно п. 3 статьи 264.1 БК РФ в состав бюджетной отчетности входит пояснительная записка.

Пункты 151-176 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, определяют состав Пояснительной записки, субъектов формирования приложений пояснительной записки, содержание информации в приложениях, периодичность представления.

Незаполнение приложений, входящих в состав пояснительной записки, при наличии у субъекта бюджетной отчетности показателей для их заполнения свидетельствует о факте совершения нарушения правил ведения бюджетной отчетности, а именно представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Важно помнить!

Признак заведомости по правилам квалификации административных правонарушений предполагает установление вины в совершении правонарушения в форме умысла.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).

Верховный Суд Республики Тыва в Решении № 21-13/2015 от 6 февраля 2015 г. отметил, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагает умышленную форму вины при его совершении (предоставление заведомо недостоверной бюджетной отчетности).

Правонарушение, выразившееся в предоставлении заведомо недостоверной бюджетной отчетности (в рассматриваемом случае это пояснительная записка) считается оконченным в момент совершения конкретной операции по составлению и подписанию формы 0503160, содержащей недостоверные данные.

6.

В отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) не учтен возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет, является ли это нарушение основанием для составления протокола в соответствии со статьей 15.15.6 КоАП РФ?

В состав бюджетной отчетности входит в том числе отчет о финансовых результатах деятельности, который содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления (пункты 3, 4 ст. 264.1 БК РФ, п.11.1 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н).

Составление и подписание Отчета о финансовых результатах деятельности ф.0503121 с занижением на сумму возвращенного остатка субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет указывают на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ.

Такое правонарушение считается оконченным в момент совершения конкретной операции по составлению и подписанию Отчета о финансовых результатах деятельности ф.0503121 содержащего недостоверные данные.

7.

Кто является должностным лицом при совершении административного правонарушения. Каким документом это регламентируется?

Понятие должностного лица как субъекта административной ответственности приводится в ст. 2.4 КоАП РФ.

Статус должностного лица, во-первых, распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а во-вторых, на лиц, совершивших определенный круг административных правонарушений, занимая определенные должности в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности, а также на индивидуальных предпринимателей.

Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В целях установления надлежащего субъекта правонарушения необходимо установить обязанности должностного лица, исследовать его должностную инструкцию (регламент), установить факт исполнения им должностных обязанностей на дату совершения административного правонарушения (справка из кадровой службы), проверить его доводы о том, что он не является лицом, непосредственно допустившим нарушение.

Установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия). Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.

8.

Могут ли привлекаться к административной ответственности главные бухгалтера муниципальных учреждений, специалисты структурных подразделений? В каких случаях, пример.

Да могут.

Например, в связи с допущением нарушения порядка предоставления бюджетной отчетности (ст. 15.15.6 КоАП РФ), правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ).

Чтобы установить надлежащего субъекта административной ответственности необходимо установить, на кого возложена ответственность за состояние финансового хозяйства экономического субъекта, обязанность по контролю за соблюдением финансовой дисциплины, осуществление контроля за правильностью применения законодательства РФ.

9.

В каких случаях проводится административное расследование?

В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование представляет собой совокупность различных процессуальных действий, совершаемых с целью получения сведений, необходимых для составления протокола об административном правонарушении. Прежде всего, это экспертиза, проведение которой связано с существенными временными затратами. Однако это могут быть и иные процессуальные действия, которые законодателем не конкретизируются, например, установление личности лица, совершившего административное правонарушение, свидетелей и потерпевших, вызов и опрос лиц, участвующих в деле.

В части 1 ст. 28.7 КоАП РФ определен перечень дел, по которым может проводиться административное расследование, является исчерпывающим. В этом перечне содержатся административного правонарушения в области бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

На практике в случае выявления признаков состава административного правонарушения в ходе осуществления финансового контроля отсутствует необходимость в проведении административного расследования.

Руководствуясь примечаниями, содержащимися в части 5 статьи 28.1 КоАП РФ, Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» должностные лица Контрольно-счетной палаты края составляют административные протоколы после оформления акта о проведении проверки, в том числе и после рассмотрения итогов контрольного мероприятия на Коллегии и утверждения отчета по результатам контрольного мероприятия.

10.

Критерии привлечения к административной ответственности юридического лица или должностного лица

В силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Ряд статей КоАП, по которым должностные лица КСО вправе составлять административные протоколы, предусматривают административную ответственность как должностных, так и юридических лиц (15.1, 15.14, части 2, 4 статей 15.15, 15.15.1, ч. 3 ст. 15.15.2, ч. 2 ст. 15.15.4, ч. 2. ст. 15.15.5, ч. 1 ст. 15.15.16, 19.4.1, 19.7).

При возбуждении административного производства по правонарушению, ответственность за которое несет как должностное, так и юридическое лицо, следует учитывать объем финансовых средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства, например по ст. 15.14 сумму средств, использованных не по целевому назначению. Санкция в отношении юр. лица – штраф от 5 до 25 процентов от этой суммы, в отношении должностного – от 20 000 до 50 000 рублей.

11.

Привлечение к административной ответственности по части 1 ст. 19.4

Объективную сторону ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ составляет неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль.

Неповиновение выражается в открытом отказе подконтрольного субъекта исполнить распоряжения или требования должностного лица осуществляющего государственный (муниципальный) финансовый контроль.

Диспозиция ст. 19.4 ч. 1 КоАП РФ является бланкетной. Для определения характера и юридического состава правонарушения необходима ссылка на соответствующий нормативно-правовой акт, регулирующий в нашем случае деятельность КСП и наделяющий должностное лицо КСП полномочиями давать распоряжения и предъявлять законные требования по отношению к определенному кругу лиц.

В силу статьи 16 Закона края «О Контрольно-счетной палате Хабаровского края» требования и запросы должностных лиц Контрольно-счетной палаты, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и края, являются обязательными для исполнения проверяемыми органами и организациями, в отношении которых осуществляется внешний государственный финансовый контроль.

Права должностных лиц Контрольно-счетной палаты края изложены в части 1 статье 17 вышеназванного закона.

Таким образом, исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства в их системной взаимосвязи следует, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, образуют действия руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций в неповиновении законному требованию должностного лица КСО:

- о представлении письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий;

- о представлении необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;

- о представлении документов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций;

- об участии уполномоченных должностных лиц проверяемых органов и организаций при процедуре опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов.

Следовательно, в протоколе необходимо указать норму, изложенную в части 1 статьи 17 краевого закона о Контрольно-счетной палате Хабаровского края, в соответствии с которой должностное лицо КСП вправе требовать от объекта контрольного мероприятия осуществления каких либо действий и нарушенную его представителем.

Событие адм. правонарушения: противоправное действие представителя объекта контрольного мероприятия, выразившееся в отказе выполнить требования должностного лица КСП, предъявленные в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона края «О Контрольно-счетной палате Хабаровского края».

Давность привлечения к административной ответственности – три месяца со дня совершения административного правонарушения, т. к. оно относится к категории административных правонарушений против порядка управления и рассматривается судьей.

12.

Привлечение к административной ответственности по статье 19.4.1 КоАП РФ

Объектом рассматриваемых административных правонарушений является установленный порядок управления в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Объективная сторона данного состава правонарушения заключается в совершении виновным лицом действий, направленных на создание препятствий для осуществления должностным лицом органа государственного контроля (надзора)), органа муниципального контроля деятельности по проведению проверок, либо совершение действий, направленных на избежание проведения таких проверок.

Необходимо отметить, что обязанность виновного лица по соблюдению требований должностного лица касательно проведения проверки должна быть закреплена в установленном законом порядке.

В силу требований ст. 16 Закона Хабаровского края от 29.06.2011 № 94 «О Контрольно-счетной палате Хабаровского края» требования и запросы должностных лиц Контрольно-счетной палаты, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и края, являются обязательными для исполнения проверяемыми органами и организациями, в отношении которых осуществляется внешний государственный финансовый контроль.

В силу части 1 ст.17 указанного закона должностные лица Контрольно-счетной палаты при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам, а также осматривать занимаемые ими территории и помещения; в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну; знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

Факты воспрепятствования законной деятельности должностных лиц могут быть выражены в таких действиях как:

- отказ в допуске к проведению контрольных мероприятий,

- непредставление документов необходимых для достижения целей контрольного мероприятия;

- отказ в ознакомлении с удостоверением и приказом на проведение контрольного мероприятия.

Алгоритм действий должностных лиц КСП Хабаровского края в случае воспрепятствование их законной деятельности объектом контроля определен подпунктом 5.10 стандарта внешнего государственного финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденного приказом Контрольно-счетной палаты Хабаровского края от 04 апреля 2012 года № 24-п.

В случаях возникновения в ходе контрольного мероприятия ситуаций, препятствующих выполнению программы контрольного мероприятия проверяющий обязан незамедлительно проинформировать руководителя контрольного мероприятия и оформить акт по фактам создания препятствий должностным лицам КСП в проведении контрольного мероприятия с указанием даты, времени, места, данных сотрудника объекта контрольного мероприятия, допустившего противоправные действия, и иной необходимой информации и/или акт по факту непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объекта контрольного мероприятия документов и материалов, запрошенных при проведении контрольного мероприятия.

 

В случае если действия виновного лица, подпадающие под признаки правонарушения , предусмотренного ч. 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ, привели к невозможности проведения или окончания проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их следует квалифицировать по ч. 2 данной стати.