Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Заключение на проект закона Хабаровского края № ЗП-VI-243 «О бюджете Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

Заключение Контрольно-счетной палаты Хабаровского края на проект закона Хабаровского края № ЗП-VI-243 «О бюджете Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – проект закона, Фонд, ХКФОМС, территориальный фонд, край) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), Законом Хабаровского края от 29 июня 2011 года № 94 «О Контрольно-счетной палате Хабаровского края».

Проект закона внесен Губернатором края в Законодательную Думу края в срок, установленный Законом края от 28.09.2016 № 201 «О сроке внесения в Законодательную Думу Хабаровского края проекта закона Хабаровского края «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и проекта закона Хабаровского края «О бюджете Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Состав бюджета Фонда соответствует требованиям статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон
№ 326-ФЗ).

 

1. Общая характеристика проекта закона «О бюджете Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

В проекте закона бюджет Фонда на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов с учетом требований БК РФ и Закона Хабаровского края от 25.07.2007 № 133 (ред. от 28.09.2016) «О бюджетном процессе в Хабаровском крае» составлен сроком на три года (на очередной финансовый год и плановый период).

Оценка показателей проекта бюджета Фонда на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов произведена Контрольно-счетной палатой края в сравнении с плановыми показателями бюджета Фонда на 2016 год, предусмотренными в проекте закона Хабаровского края
№ ЗП-VI-241 «О внесении изменений в Закон Хабаровского края «О бюджете Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год» (далее – проект закона о внесении изменений в бюджет Фонда).

Проектом закона в бюджете Фонда на 2017 год предусматривается:

снижение прогнозируемого поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет Фонда;

увеличение субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) на территории края. Прогнозируемый размер субвенций ФФОМС на 2017 год рассчитан в соответствии с Методикой распределения субвенций, предоставляемых из бюджета ФФОМС на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере ОМС, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования» (далее – постановление Правительства РФ № 462), исходя из численности застрахованного по ОМС населения края по состоянию на 01.04.2016 года (1 355 814 человек), среднего подушевого норматива финансирования базовой программы ОМС, предусмотренного проектом постановления Правительства Российской Федерации «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов» (8 958,2 рубля на 2017 год, 9 281,9 рубля на 2018 год, 9 559,4 рубля на 2019 год), коэффициента дифференциации, рассчитанного для Хабаровского края;

увеличение поступления межбюджетных трансфертов из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования, предоставляемых в рамках межтерриториальных расчетов;

увеличение возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет в бюджет ФФОМС из бюджета Фонда (возврат неиспользованного остатка субвенций на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования, возвращенный в бюджет ФФОМС в соответствии с частью 5 статьи 242 БК РФ; возврат остатков прошлых лет, поступивших в бюджет ХКФОМС из бюджетов других территориальных фондов обязательного медицинского страхования);

установление норматива расходов на обеспечение выполнения Фондом своих функций в размере не более 3,0 процента к сумме всех поступивших средств без учета остатка средств на начало года;

увеличение нормированного страхового запаса Фонда в связи с изменением прогнозируемого объема доходов бюджета Фонда. Предлагаемый размер нормированного страхового запаса Фонда соответствует ограничениям, предусмотренным Законом № 326-ФЗ.

Проектом закона предусматриваются следующие особенности исполнения бюджета Фонда на 2017 год:

в случае неполного расходования субвенций из бюджета ФФОМС по состоянию на 01.01.2017 в части перечисления из бюджета территориального фонда в бюджет ФФОМС;

в случае неполного расходования средств бюджета Фонда по состоянию на 01.01.2017 в части направления в 2017 году на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территории Хабаровского края и непрограммные направления деятельности, с соблюдением требований, установленных федеральным законодательством;

в части случаев внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Фонда без внесения изменений в Закон «О бюджете Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Общий объем доходов бюджета Фонда на 2017 год прогнозируется в сумме 20 202,7 млн. рублей, с увеличением к бюджетным назначениям 2016 года в проекте закона о внесении изменений в бюджет Фонда на 837,7 млн. рублей, или на 4,3 процента; общий объем расходов – в сумме 20 202,7 млн. рублей, с увеличением к 2016 году на 837,1 млн. рублей, или на 4,3 процента.

В соответствии с требованиями статьи 33 БК РФ объем расходов бюджета Фонда соответствует прогнозируемому объему доходов бюджета Фонда, чем соблюден принцип сбалансированности бюджета. Бюджет Фонда на 2017 год сформирован без дефицита (в 2016 году проектом закона о внесении изменений в бюджет Фонда дефицит запланирован в сумме 0,7 млн. рублей).

Предлагаемый к утверждению бюджет Фонда на плановый период 2018 и 2019 годов также сбалансирован по доходам и расходам, прогнозируются равные объемы доходов и расходов, в том числе:

2018 год – в сумме 20 917,8 млн. рублей;

2019 год – в сумме 21 532,5 млн. рублей.

Проект бюджета Фонда сгруппирован по доходам и расходам в соответствии с приказом Министерства финансов России от 01.07.2013 № 65н (с изменениями от 20.06.2016) «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

 

2. Доходы бюджета Фонда на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

Прогнозируемый объем доходов Фонда на 2017 год увеличивается по отношению к уточненному плану на 2016 год (согласно проекту закона о внесении изменений в бюджет Фонда) на 4,3 процента, объем доходов Фонда на плановый период 2018 и 2019 годов увеличивается по отношению к 2017 и 2018 годам на 3,5 процента и 2,9 процента соответственно.

Согласно пояснительной записке к проекту закона расчет осуществлен с учетом динамики поступлений за 2015 год и 8 месяцев 2016 года по отношению к аналогичному периоду 2015 года.

Объем налоговых и неналоговых доходов на 2017 год прогнозируется в сумме 77,4 млн. рублей, что составляет 0,4 процента от общего объема доходов Фонда (сокращение на 14,0 млн. рублей, или на 15,3 процента, от бюджетных назначений на 2016 год согласно проекту закона о внесении изменений в бюджет Фонда).

Объем безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2017 год предусмотрен в сумме 20 125,3 млн. рублей, в том числе межбюджетные трансферты из бюджета ФФОМС прогнозируются в сумме 19 505,9 млн. рублей, что составляет 96,6 процента от общего объема доходов Фонда (увеличение на 847,9 млн. рублей, или на 4,5 процента, от бюджетных назначений на 2016 год согласно проекту закона о внесении изменений в бюджет Фонда); прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда в рамках межтерриториальных расчетов – в сумме 630,0 млн. рублей, или 3,0 процента от общего объема доходов Фонда (увеличение на 10,0 млн. рублей, или на 1,6 процента).

Кроме того, на 2017 год предусматривается возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет в бюджет ФФОМС из бюджета Фонда в сумме «минус» 10,6 млн. рублей (увеличение на 6,2 млн. рублей, или на 140,9 процента, от бюджетных назначений на 2016 год согласно проекту закона о внесении изменений в бюджет Фонда).

Общий объем доходов бюджета Фонда на 2018 год прогнозируется в размере 20 917,8 млн. рублей, в том числе 78,1 млн. рублей (0,4 %) за счет налоговых и неналоговых доходов; 20 210,8 млн. рублей (96,6 %) за счет субвенций из бюджета ФФОМС; 640,0 млн. рублей (3,0 %) за счет прочих межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Фонда; «минус» 11,1 млн. рублей возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет в бюджет ФФОМС из бюджета Фонда.

Общий объем доходов бюджета Фонда на 2019 год прогнозируется в размере 21 532,5 млн. рублей, в том числе 79,3 млн. рублей (0,4 %) налоговые и неналоговые доходы; 20 815,0 млн. рублей (96,6 %) за счет субвенций из бюджета ФФОМС; 650,0 млн. рублей (3,0 %) за счет прочих межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Фонда; «минус» 11,8 млн. рублей возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет в бюджет ФФОМС из бюджета Фонда.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 462 распределение субвенций ФФОМС утверждается федеральным законом о бюджете ФФОМС на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно пояснительной записке, размер субвенций будет доведен ФФОМС до Фонда после принятия во втором чтении федерального закона о бюджете ФФОМС на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

 

3. Расходы Фонда на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

В 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов предусматривается увеличение средств обязательного медицинского страхования, направляемых на реализацию мероприятий в сфере здравоохранения.

Объем расходов Фонда на 2017 год прогнозируется в сумме 20 202,7 млн. рублей, с увеличением на 873,1 млн. рублей, или на 4,3 процента от бюджетных назначений на 2016 год, согласно проекту закона о внесении изменений в бюджет Фонда. Расходы Фонда на плановый период 2018 и 2019 годов предусматриваются в размере
20 917,8 млн. рублей, с увеличением на 3,5 процента от запланированного объема на 2017 год, и 21 532,5 млн. рублей, с увеличением на 2,9 процента от запланированного объема на 2018 год, соответственно.

Формирование расходов бюджета Фонда в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов произведено по двум разделам бюджетной классификации расходов 01 «Общегосударственные вопросы», 09 «Здравоохранение» в рамках государственной программы края «Развитие здравоохранения Хабаровского края», подпрограммы «Организация обеспечения обязательного медицинского страхования».

Контрольно-счетная палата края отмечает, что по состоянию на 20.10.2016 года в государственной программе «Развитие здравоохранения Хабаровского края», утвержденной постановлением Правительства края от 22.10.2013 № 350-пр (ред. от 29.12.2015), подпрограмма «Организация обеспечения обязательного медицинского страхования» отсутствует.

В 2017 году по разделу 01 «Общегосударственные вопросы» на обеспечение выполнения Фондом своих функций планируются расходы в сумме 189,4 млн. рублей, (с увеличением на 3,1 процента к аналогичным показателям на 2016 год согласно проекту закона о внесении изменений в бюджет Фонда). Расходы по данному разделу не превышают норматива в 3,0 процента к прогнозируемой сумме доходов бюджета Фонда, предлагаемой к утверждению в статье 6 проекта закона.

По разделу 09 «Здравоохранение» в 2017 году планируются расходы в сумме 20 013,3 млн. рублей, в том числе:

на финансовое обеспечение медицинской помощи по территориальной программе ОМС – в сумме 19 143,3 млн. рублей, или на 4,6 процента больше бюджетных назначений на 2016 год согласно проекту закона о внесении изменений в бюджет Фонда;

на оплату медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями Хабаровского края, лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, – в сумме 630,0 млн. рублей, или на 1,6 процента больше бюджетных назначений на 2016 год, согласно проекту закона о внесении изменений в бюджет Фонда;

на ведение дела страховых медицинских организаций, рассчитанные по нормативу, установленному в статье 6 проекта закона, в размере 1,0 процента от суммы средств, планируемых к перечислению в страховые медицинские организации по дифференцированным подушевым нормативам финансового обеспечения обязательного медицинского страхования, на 2017 год – в сумме 180,0 млн. рублей, или на 5,3 процента больше бюджетных назначений на 2016 год, согласно проекту закона о внесении изменений в бюджет Фонда;

в рамках непрограммных направлений деятельности на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования – в сумме 60,0 млн. рублей, или на 20,2 процента меньше бюджетных назначений на 2016 год, согласно проекту закона о внесении изменений в бюджет Фонда.

На 2018 год объем расходов бюджета Фонда прогнозируется по разделу 01 «Общегосударственные вопросы» на обеспечение выполнения Фондом своих функций в сумме 189,4 млн. рублей; по разделу 09 «Здравоохранение» в сумме 20 728,3 млн. рублей, в том числе: на финансовое обеспечение медицинской помощи – в сумме 19 841,3 млн. рублей; на оплату медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями Хабаровского края лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, – в сумме 640,0 млн. рублей; на ведение дела страховых медицинских организаций – в сумме 187,0 млн. рублей; на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования – в сумме 60,0 млн. рублей.

На 2019 год объем расходов бюджета Фонда прогнозируется по разделу 01 «Общегосударственные вопросы» на обеспечение выполнения Фондом своих функций в сумме 189,4 млн. рублей; по разделу 09 «Здравоохранение» в сумме 21 343,1 млн. рублей, в том числе: на финансовое обеспечение медицинской помощи – в сумме 20 440,1 млн. рублей; на оплату медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями Хабаровского края лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, – в сумме 650,0 млн. рублей; на ведение дела страховых медицинских организаций – в сумме 193,0 млн. рублей; на финансовое обеспечение мероприятий дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования – в сумме 60,0 млн. рублей.

Реализация прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, гарантированных ст. 41 Конституции Российской Федерации, осуществляется на основании утверждаемых ежегодно Программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы в субъектах Российской Федерации.

На момент проведения финансово-экономической экспертизы проекта закона Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Правительством Российской Федерации не утверждена.

Проектом постановления Правительства Российской Федерации «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов» рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить до 25 декабря 2016 г. территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

В статье 5 проекта закона для обеспечения финансовой устойчивости ОМС предусматривается формирование нормированного страхового запаса Фонда и направление его использования.

Нормированный страховой запас Фонда на 2017 год предлагается к утверждению в сумме 1 626,1 млн. рублей (увеличение на 71,8 млн. рублей или на 4,6 процента от бюджетных назначений на 2016 год согласно проекту закона о внесении изменений в бюджет Фонда).

На плановый период 2018 и 2019 годов нормированный страховой запас Фонда прогнозируется в сумме 1 684,8 млн. рублей и 1 735,2 млн. рублей соответственно, что не превысит среднемесячный размер планируемых поступлений средств Фонда на соответствующий период (без учета средств на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, средств для осуществления расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования).

 

Выводы и предложения:

В соответствии с проектом закона Хабаровского края № ЗП-VI-243 «О бюджете Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в составе расходов бюджета Фонда предусмотрены бюджетные ассигнования в рамках подпрограммы «Организация обеспечения обязательного медицинского страхования» государственной программы края «Развитие здравоохранения Хабаровского края». Вместе с тем, по состоянию на 20.10.2016 года в постановлении Правительства края от 22.10.2013 № 350-пр (ред. от 29.12.2015) «О государственной программе Хабаровского края «Развитие здравоохранения Хабаровского края», вышеуказанная подпрограмма отсутствует.

Контрольно-счетная палата края предлагает Правительству Хабаровского края ко второму чтению данного проекта закона внести изменения в государственную программу «Развитие здравоохранения Хабаровского края» в части утверждения подпрограммы «Организация обеспечения обязательного медицинского страхования».

 

Контрольно-счетная палата края полагает, что проект закона края «О бюджете Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» может быть принят Законодательной Думой края к рассмотрению в первом чтении.