Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Информация по итогам контрольного мероприятия на предмет использования средств краевого бюджета и иных источников в рамках реализации государственной программы Хабаровского края «Содействие развитию местного самоуправления в Хабаровском крае»

Коллегией Контрольно-счетной палаты Хабаровского края рассмотрены результаты контрольного мероприятия на предмет законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета и иных источников в рамках реализации государственной программы Хабаровского края «Содействие развитию местного самоуправления в Хабаровском крае» в части предоставленных муниципальным образованиям Хабаровского края межбюджетных трансфертов в целях поддержки проектов, инициируемых муниципальными образованиями Хабаровского края по развитию территориального общественного самоуправления.

Контрольное мероприятие проведено в министерстве внутренней политики и информации Хабаровского края (далее – министерство, край), в рамках которого рассмотрены вопросы финансового обеспечения проектов, инициируемых муниципальными образованиями края по развитию территориального общественного самоуправления в рамках государственной программы Хабаровского края «Содействие развитию местного самоуправления в Хабаровском крае».

В 2017 году гранты предоставлены 70 муниципальным образованиям края на реализацию 178 проектов 141 территориального общественного самоуправления (далее – ТОС). В их числе, 116 проектов на сумму24,4 млн. рублей или 67,8 процента от объема средств (36,0 млн. рублей), предусмотренных в краевом бюджете на 2017 год, со сроком реализации в 2018 году. Кроме того, начало реализации 12 проектов из 49, получивших поддержку в 2017 году по итогам 3 конкурса (ноябрь-декабрь) на сумму 1,8 млн. рублей, предусмотрено в целом начиная со 2 квартала 2018 года. В тоже время направление средств краевого бюджета на расходы будущих проектов снижает степень эффективности использования бюджетных средств и свидетельствуют о целесообразности проведения конкурсных процедур в 1-ом полугодии текущего года.

По результатам контрольного мероприятия, принимая во внимание, что ТОС не являются юридическими лицами и выступают в качестве субъекта муниципальных правоотношений по решению вопросов местного значения, сделан вывод о целесообразности изменения схемы финансирования проектов ТОС с отнесением права их реализации на уровень органа местного самоуправления, как собственника имущества. При отсутствии регистрации ТОС не обладают статусом субъекта гражданских правоотношений и не наделены имущественными правами. В то же время основная часть проектов связана с решением вопросов местного значения имущественного характера (обустройство детских площадок и мест отдыха, благоустройство кладбищ, ремонт дорог и тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства и благоустройства), содержание которого в соответствии с законодательством осуществляется собственником. Кроме того, данные вопросы регламентируются нормами обеспечения безопасности при эксплуатации объектов.

В краевом порядке не определены условия, предусматривающие подтверждение органами местного самоуправления обеспечения соблюдения требований технических, санитарных норм, правил, ГОСТов, правил благоустройства при реализации представленных ими на конкурс проектов ТОС, а также предоставление сведений о регистрации объектов, учете их в реестре муниципальной собственности, о принадлежности земельного участка. В совокупности приведенных факторов, риски несоблюдения принципа эффективности, связанные с реализацией проектов, предусматривающих работы, для которых характерно соответствие техническим нормам, а также требованиям специальной профессиональной подготовки к исполнителю работ, оценены на сумму 1,71 млн. рублей.

Финансовые нарушения оценены на сумму 0,93 млн. рублей, из них 95 процентов (0,88 млн. рублей) составляют гранты на реализацию проектов, выходящих за рамки деятельности ТОС и установленных сроков их реализации.

В проверяемом периоде (2017 год) администрациями поселений при исполнении местных бюджетов не соблюдены положения бюджетного законодательства в части предоставления грантов в форме субсидий по основаниям статей 78.1 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе при непосредственном несоблюдении принятых на муниципальном уровне порядков. Кассовое исполнение на сумму 35,98 млн. рублей осуществлялось с применением 6 видов расходов при установленном принципе единства назначения кодов бюджетной классификации.

По итогам контрольного мероприятия отмечены резервы по совершенствованию механизма предоставления грантовой поддержки. В частности по проработке условий предоставления грантов в случае недостаточности лимитов на финансирование проекта в запрашиваемых суммах.

В существующей системе оценки проектов доля привлекаемых средств из внебюджетных источников финансирования не основывается на реальных денежных средствах, поскольку включает как денежные взносы, так и переведенный в денежный эквивалент вклад населения. Учитывая, что представляемые на конкурс проекты характеризуются разнонаправленностью по содержанию и соответственно составу реализуемых мероприятий, целесообразно в составе критериев оценки заявок учитывать разделение средств из внебюджетных источников финансирования на денежный и личный вклады.

Установлены факты, свидетельствующие о необходимости усиления контроля в части соблюдения администрациями муниципальных образований порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов, в части полноты и актуальности предоставленной отчетной информации о достижении показателей результативности использования бюджетных средств.

Для принятия мер по результатам контрольного мероприятия министерству направлено информационное письмо с предложениями об учете выявленных недостатков и принятии мер в рамках совершенствования механизма предоставления грантовой поддержки, основываясь на эффективных подходах к управлению бюджетными финансами и обеспечению контроля безопасности эксплуатации объектов со стороны собственника имущества.

Отчет по результатам контрольного мероприятия направлен Губернатору Хабаровского края, в Законодательную Думу Хабаровского края.

Для правовой оценки выявленных нарушений отчет по результатам контрольного мероприятия направлен в прокуратуру Хабаровского края.