Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Информация о результатах контрольного мероприятия на предмет использования средств краевого бюджета, средств бюджетов муниципальных образований края и иных источников в рамках подпрограммы «Обращение с твердыми коммунальными отходами»

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Хабаровского края (далее – край) на 2018 год проведено совместное контрольное мероприятие на предмет законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета, средств бюджетов муниципальных образований края и иных источников в рамках подпрограммы «Обращение с твердыми коммунальными отходами» государственной программы края «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 07 июня 2012 года № 185-пр, за 2017 год и за 11 месяцев 2018 года.

Объем проверенных средств составил 31 612,67 тыс. рублей.

В соответствии с пунктом 3.106 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства края, утвержденным постановлением Правительства края от 06 мая 2006 года № 69-пр, министерство жилищно-коммунального хозяйства края обеспечивает реализацию полномочий края в области обращения с ТКО, за исключением функций регионального государственного надзора и тарифного регулирования, в том числе рассматривает и утверждает инвестиционные программы в области обращения с ТКО.

Согласно пункту 2 Порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с ТКО, в том числе порядок определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года № 424 (далее – Порядок), инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченный орган).

В соответствии с пунктом 20(1) Порядка контроль за реализацией инвестиционной программы осуществляется уполномоченным органом посредством представления регулируемой организацией или нерегулируемой организацией ежегодной отчетности о реализации инвестиционной программы.

Порядок и форма представления отчетности о реализации инвестиционной программы определяются уполномоченным органом.

Следует отметить, что Положение не содержит установленную вышеуказанным нормативным правовым актом обязанность министерства жилищно-коммунального хозяйства края по осуществлению контроля за реализацией инвестиционных программ в области обращения с ТКО.

Полномочия министерства жилищно-коммунального хозяйства края по разработке, утверждению и реализации региональных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходам предусмотренные статьей 6 Закона № 89-ФЗ, в Положении отражены лишь в форме осуществления разработки предложений по планированию и использованию капитальных вложений, направленных на реализацию федеральных и региональных программ, обеспечение деятельности в сфере организации и координации работ по финансированию и привлечению инвестиционных ресурсов в развитие инженерной коммунальной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса края (п. 2.2.7 Положения), без выполнения функции утверждение и реализация региональных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Изменения в Территориальную схему в связи с утверждением новой редакции Правил разработки, утверждения и корректировки территориальных схем, не внесены.

В нарушение пункта 5 Правил разработки, утверждения и корректировки территориальных схем, а также требований к составу и содержанию таких схем, в Территориальной схеме целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов не установлены.

Министерством жилищно-коммунального хозяйства края установлен норматив накопления ТКО в отношении категорий потребителей услуги по обращению с ТКО на территории края.

По результатам замеров в одном городском округе «Город Комсомольск-на-Амуре», девяти городских поселениях и в двух сельских поселения края министерством жилищно-коммунального хозяйства края рассчитано среднее значение норматива накопления ТКО по краю, в том числе, норматив накопления ТКО на одного проживающего в многоквартирном доме составил 270,906 кг в год.

Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с ТКО на период деятельности Регионального оператора, учитываемые Территориальной схемой, существенно изменятся с 4264 рублей за тонну в 2019 году до 61696 рублей за тонну в 2028 году, или более чем в 14 раз.

В случае реализации предложенного сценария увеличения предельных тарифов в области обращения с ТКО, принимая во внимание нормативы накопления ТКО, ежемесячный платеж среднестатистической семьи из трех человек, проживающих в многоквартирном доме, в 2028 году составит 4 178,46 рублей.

Министерством жилищно-коммунального хозяйства края не использован принцип дифференцированного подхода при определении норматива накопления ТКО в отношении муниципальных образований (групп муниципальных образований). В целях стимулирования внедрения в крае раздельного сбора ТКО не предусмотрена разработка и утверждение понижающих коэффициентов к нормативам накопления ТКО, применяемым при раздельном сборе ТКО в соответствии с видом разделяемых отходов.

На количество и состав ТКО, поступающих из жилищного фонда, влияют такие факторы, как уровень экономического развития населенного пункта, степень благоустройства жилищного фонда, вид топлива, используемого при местном отоплении, степень развития системы общественного питания, культура торговли и, что не менее важно, образ жизни и степень благосостояния населения, а на  количественный и качественный состав отходов, поступающих от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, влияют тип предприятия, его мощность, а также используемые технологии.

На количественный и качественный состав отходов, поступающих от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, влияют тип предприятия, его мощность, а также используемые технологии.

Принимая во внимание, что утвержденные нормативы накопления ТКО на территории края являются едиными для всех муниципальных образований, норматив для сельских поселений, генерирующих незначительные объемы ТКО, избыточен.

Законом края от 06 декабря 2016 года № 226 «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» министерству жилищно-коммунального хозяйства края на реализацию Подпрограммы утверждены бюджетные ассигнования в объеме 5 005,26 тыс. рублей.

По данным годовой бюджетной отчетности министерства жилищно-коммунального хозяйства края и годового отчета о ходе реализации Подпрограммы министерства жилищно-коммунального хозяйства края за 2017 год кассовые расходы в рамках реализации мероприятий Подпрограммы не произведены в связи с нарушением органом местного самоуправления пункта 2.2 раздела 2 Порядка формирования и мониторинга реализации перечня КАИП, а именно, в виду отсутствия положительного заключения о достоверности сметной стоимости Полигона. Указанное заключение получено администрацией Советско-Гаванского муниципального района края только в марте 2018 года.

При этом расходы краевого бюджета на реализацию мероприятий Подпрограммы в 2018 году не предусмотрены.

Администрацией Советско-Гаванского района края в период 2015 – 2018 годов внесены изменения в существенные условия концессионного соглашения, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях, пунктом 5 конкурсной документации:

дополнительным соглашением к концессионному соглашению от 23 декабря 2015 года б/н срок получения положительного заключения государственной и экологической экспертиз продлен до 01 июня 2016 года, объем инвестиций в создание Полигона за счет средств администрации Советско-Гаванского района края увеличен до 10 000,00 тыс. рублей со сроком осуществления финансирования до 01 мая 2016 года;

дополнительным соглашением от 29 декабря 2016 года № 2 срок проведения ООО «Полигон Сервис» проверки достоверности сметной стоимости и получения положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости проекта продлен до 29 апреля 2017 года, срок создания и ввод в эксплуатацию 1-го пускового комплекса Полигона определен 29 апреля 2017 года;

дополнительным соглашением от 25 апреля 2017 года № 3 обязательства Концессионера по проверке  достоверности определения сметной стоимости проекта в очередной раз продлен до 01 сентября 2017 года, также определен перенос срока создания и ввода в эксплуатацию 1-го пускового комплекса на 31 декабря 2017 года.

Постановлением администрации Советско-Гаванского муниципального района края от 24 апреля 2018 года № 285 «О заключении дополнительного соглашения» внесены изменения в условия концессионного соглашения в части переноса срока создания и ввода в эксплуатацию объекта на 01 июля 2018 года.

Целью заключенных дополнительных соглашений явилось смещение сроков строительства Полигона с января 2014 года на июль 2018 года, а также увеличение администрацией Советско-Гаванского муниципального района края авансирования строительства объекта на начальном этапе.

В нарушение статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», пункта 11.7 Соглашения, ООО «Полигон Сервис» не выполнены требования по предоставлению безотзывной гарантии, как способа исполнения Концессионером обязательств по настоящему концессионному соглашению в размере 1 000,00 тыс. рублей, со сроком предоставления обеспечения 12 месяцев.

При наличии двух официальных документов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, характеризующих земельный участок, предоставленный в аренду, администрацией Советско-Гаванского муниципального района края для расчета арендных платежей по земельном участку № 27:13:0801001:1954 учтена кадастровая стоимость с меньшим значением в размере 6 300 рублей, исходя из данной кадастровой стоимости произведен расчет арендных платежей за период с 2013 года по 2015 год на общую сумму 346,51 рублей.

Администрацией Советско-Гаванского муниципального района края счета на оплату аренды земельного участка ООО «Полигон Сервис» не направлены.

Администрацией Советско-Гаванского муниципального района края при определении размера арендных платежей кадастровая стоимость земельного участка № 27:13:0801001:1954 в период 2013–2015 годов необоснованно занижена на 9 208,50 тыс. рублей.

На момент проведения совместного контрольного мероприятия объем обязательств ООО «Полигон Сервис» по оплате арендных платежей за период с 2013 года по 2018 год составил 1 155,31 тыс. рублей.

Администрацией Советско-Гаванского муниципального района края в нарушение условий, предусмотренных концессионным соглашением, в период 2016-2017 годы осуществлено опережающее финансирование объекта Полигон в сумме 15 109,29 тыс. рублей.

В нарушение части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отсутствие разрешения на строительство ООО «Полигон Сервис» в 2015 году выполнены работы по строительству Полигона.

Кроме того, в 2015 году работы по строительству Полигона и оплата за выполненные работы осуществлены в отсутствие:

положительного заключения государственной и экологической экспертиз;

положительного заключения достоверности определения сметной стоимости объекта.

Согласно Актам выполненных работ (форма КС-2) и Справкам о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), подписанным заказчиком ООО «Полигон Сервис» и подрядчиком (субподрядчиком) ООО «Востокрегиострой», за период с 2015 года по 2017 год выполнены работы на сумму 45 160,96 тыс. рублей, администрацией Советско-Гаванского муниципального района края оплачены работы ООО «Полигон Сервис» в сумме 31 612,67 тыс. рублей.

Администрацией Советско-Гаванского муниципального района края выдано разрешение от 12 марта 2018 года № 27-RU27513000-115-2018 на ввод Полигона в эксплуатацию.

Согласно проведенной Контрольно-счетной палатой Советско-Гаванского муниципального района края расчета оценки эффективности реализации муниципальной программы, данная программа за 2017 год является неэффективной.

Результаты контрольного мероприятия рассмотрены Коллегией Контрольно-счетной палаты края.

Отчет по результатам контрольного мероприятия направлен Губернатору Хабаровского края, в министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, в Прокуратуру Хабаровского края и Следственное управление Следственного комитета России по Хабаровскому краю.

Контрольно-счетной палатой Хабаровского края внесено администрации Советско-Гаванского муниципального района края представление от 28 декабря 2018 года, по результатам которого администрацией Советско-Гаванского муниципального района края 15 марта 2019 года направлено исковое требование в суд по возмещению ООО «Полигон Сервис» арендных платежей в сумме 1 155,31 тыс. рублей и иных денежных обязательств по договору аренды земельного участка.