Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Практика проведения аудита эффективности, направленного на определение экономности и результативности использования средств бюджета Хабаровского края

Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Хабаровского края на «круглый стол» 21 сентября 2016 года

 

«Практика проведения аудита эффективности, направленного на определение экономности и результативности использования средств бюджета Хабаровского края»

 

Добрый день, уважаемые участники «круглого стола»!

 

Реализация бюджетного полномочия по проведению аудита эффективности, направленного на определение экономности и результативности использования средств краевого бюджета, получила свое законодательное закрепление в законе «О Контрольно-счетной палате Хабаровского края» в июле 2014 года.

Но первый «боевой» опыт проведения аудита эффективности Контрольно-счетная палата Хабаровского края получила еще в начале своего пути в 2012 году при поведении аудита эффективности использования государственных средств, направленных на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за период 2010 – 2012 гг., в соответствии с методическими материалами Счетной палаты Российской Федерации.

В дальнейшем до настоящего времени отдельные тематические контрольные мероприятия по аудиту эффективности не осуществлялись. Контрольно-счетная палата Хабаровского края практикует проведение контрольных мероприятий с применением аудита эффективности.

Наша Контрольно-счетная палата немногочисленна, как и большинство палат субъектов ДФО, а задачи разноплановы и многогранны. Мы, выходя на объект контроля, применяем различные виды аудита: финансового, контрактного, аудита эффективности.

Вопросы аудита эффективности выстраиваются в рабочем плане контрольного мероприятия. Исходя из того, что аудит эффективности главным образом предполагает проверку качества управления, выяснению подлежат такие аспекты как:

- эффективно ли используются трудовые, финансовые и другие ресурсы;

- эффективно ли управляются, организуются, исполняются, контролируются и оцениваются программы, объекты и виды деятельности;

Соответствует ли деятельность органов власти, учреждений заявленным целям и требованиям;

качественны ли государственные (муниципальные) услуги. направлены ли они на потребителя и вовремя ли предоставляются;

эффективно ли с точки зрения издержек достигаются цели государственных (муниципальных) проектов и программ.

Демографический уровень развития, стабилизация демографического роста особенно важны для нашего Дальневосточного региона.

В этой связи вопросы, касающиеся здравоохранения, социальной поддержки отдельно взятой категории граждан и развитие социального обслуживания семей с детьми, пожилых граждан и инвалидов, поддержки молодых семей особенно актуальны, и являются предметом проверок ежегодно проводимых Контрольно-счетной палатой контрольных мероприятий, в том числе и с применением аудита эффективности.

В результате контрольных мероприятий, проведенных в 2014 году по проверке законности и результативности использования средств, направленных на реализацию программы оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, на выполнение государственного задания по предоставлению гражданам высокотехнологичной медицинской помощи на территории края:

Установлены факторы, влияющие на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи населению, а значит и на ее доступность. Это рост заболеваемости новорожденных, высокая смертность новорожденных, низкая укомплектованность врачами и средним медицинским персоналом, оценка которых ляжет в основу для принятия соответствующих управленческих решений, в части корректировки и реализации плановых заданий по необходимым объемам медицинской помощи. Для чего, информация о результатах контрольных мероприятий направлена в Министерство здравоохранения Хабаровского края и Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования.

Во исполнение представлений Контрольно-счетной палаты Хабаровского края объектами контроля изданы соответствующие приказы и разработаны мероприятия по обеспечению доступности населения медицинской помощи; по обеспечению в соответствии с действующими нормативно правовыми актами осуществления расходов, связанных с выполнением государственного задания.

Отмечено, что деятельность учреждений в начале каждого календарного года по оказанию гражданам ВМП в соответствии с государственным заданием ограничена отсутствием необходимого финансирования, что приводит к увеличению сроков ожидания больных на оказание ВМП.

По результатам проверок эффективного использования бюджетных средств, проведенных в бюджетных учреждениях здравоохранения края , установлены потери средств обязательного медицинского страхования, связанные с применением страховыми организациями штрафных санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, что привело к нерезультативности использования Учреждениями средств ОМС, которые могли быть дополнительно направлены на оказание бесплатной медицинской помощи населению.

По результатам оценки эффективности реализации подпрограммы «Кадры здравоохранения» государственной программы Хабаровского края «Развитие здравоохранения Хабаровского края» в части исполнения мероприятий по социальной поддержке медицинских работников, установлено, что Подпрограммы признана эффективной.

Вместе с тем, проведя встречные проверки в краевых государственных учреждениях здравоохранения (больницах), расположенных в районах края на предмет результативности использования бюджетных средств, предоставленных в форме единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, изучив динамику изменения показателей укомплектованности и совместительства врачей и среднего медицинского персонала, штатной численности Контрольно-счетная палата пришла к выводу, что реализуемые мероприятия скорее носят компенсирующий характер, более или менее сдерживающий и выравнивающий отток из районов края специалистов, чем целенаправленное совершенствование и перспективное развитие обеспеченности краевой системы здравоохранения медицинскими кадрами, устранение их дефицита.

Следующий архиважный блок – улучшение жилищных условий жителей Хабаровского края, дальнейшее повышение доступности жилья.

Итоги контроля использования средств краевого бюджета, выделенных в 2015 году на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», показали, что принятые краем обязательства выполнены в полном объеме в рамках поступившего финансирования. В то же время в ходе проверки установлены резервы для повышения эффективности деятельности по данному направлению. Так одна квартира на момент проверки для ветеранов не распределена в связи с отсутствием потребности. Принимая во внимание, что жилое помещение приобретено за счет средств краевого бюджета, предоставленных в составе бюджетных ассигнований на обеспечение жильем льготных категорий граждан, установленных законодательством в целом, и руководствуясь принципом эффективности, нами даны предложения министерству жилищно-коммунального хозяйства края рассмотреть вопрос, в случае отказа от получения квартиры, рассмотреть вопрос по ее предоставлению иной категории льготников. Предложение принято и реализовано.

По результатам контроля использования бюджетных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выявлено завышение цены государственных контрактов на общую сумму 53, 2 млн рублей в результате заключения контрактов с превышением утвержденной стоимости одного квадратного метра жилья для муниципальных образований края. Что отрицательно влияет на обеспеченность нуждающихся жильем.

По итогам проверки приняты исчерпывающие меры реагирования, вплоть до возбуждения уголовных дел по материалам Контрольно-счетной палаты края.

По итогам контроля бюджетных средств молодым семьям на приобретение жилья отмечены резервы для повышения эффективности деятельности по данному направлению. По ряду муниципальных образований за счет излишне произведенных социальных выплат на приобретение жилья, могли быть дополнительно улучшены жилищные условия как минимум 4-х молодых семей, находящихся в очереди на улучшение жилищных условий на 2016 год, что свидетельствует о несоблюдении принципа эффективности использования бюджетных средств.

За счет остатка неиспользованных средств бюджета отдельных муниципальных образований не представилось возможным улучшить жилищные условия 8 молодых семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, по причине не внесения изменений в утвержденные списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат, тогда как действовавший в крае до 30 января 2016 года порядок запрещающих норм не содержал.

Не введены в эксплуатацию на дату проведения проверки отдельные объекты индивидуального жилищного строительства, срок ввода в эксплуатацию которых в соответствии с договорами подряда истек.

В тоже время в рамках принятого правового поля контроль органов местного самоуправления за использованием социальных выплат заканчивается с момента перечисления средств на банковский счет получателя выплаты. В то же время целью предоставления выплат является  улучшение жилищных условий молодой семьи.

В целях нивелирования данного недостатка министру строительства края предложено обратиться в Минстрой России о дополнении федеральных Правил нормой об осуществлении контроля органами местного самоуправления за использованием предоставленных молодым семьям социальных выплат на индивидуальное жилищное строительство до момента ввода объекта в эксплуатацию.

 

Уважаемые коллеги, на пленарном заседании Восточного экономического форума, прошедшем в начале сентября во Владивостоке, Владимир Владимирович Путин обозначил Дальний Восток как один из важнейших общенациональных приоритетов. А задачи, которые предстоит решать здесь, беспрецедентными по масштабу и значению: сделать Дальний Восток одним из центров социально-экономического развития нашей страны – мощным, динамичным и передовым.

Тем ответственнее задачи, стоящие перед контролерами, дабы избежать просчёты, расточительство, связанные с  неэффективным использованием бюджетных средств.