Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Актуальные вопросы составления протоколов об административных правонарушениях» Практика осуществления административного производства контрольно-счетными органами Хабаровского края

Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Хабаровского края на «круглом столе» по теме «Актуальные вопросы составления протоколов об административных правонарушениях» Практика осуществления административного производства контрольно-счетными органами Хабаровского края»

 

г. Петропавловск-Камчатский

08.02.2018

 

Добрый день, уважаемые участники семинара!

 

Должностные лица Контрольно-счетной палаты Хабаровского края довольно активно используют право по составлению административных протоколов, к реализации которого приступили в 2014 году.

При этом хочу отметить низкий процент прекращенных судьями административных производств по отношению к общему количеству возбужденных нами дел.  Что говорит о неплохом профессионализме наших сотрудников.

Так в 2017 году должностными лицами Контрольно-счетной палаты Хабаровского края было возбуждено 31 административное производство, из которых прекращено только 4, что составляет 13%. Из которых 3 административных производства прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по причине применения судами части 3 статьи 2.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ниже я подробнее остановлюсь на этом вопросе).

Поводами к возбуждению административных производств в 2017 году послужили следующие нарушения бюджетного законодательства:

нецелевое использование бюджетных средств: 16 фактов;

грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности: 7 фактов;

нарушение условий предоставления бюджетных трансфертов: 3 факта;

нарушение порядка принятия бюджетных обязательств: 3 факта;

нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет: 1 факт;

нарушение порядка принятию бюджетных обязательств: 1 факт.

По субъектному составу:

В отношении юридических лиц возбуждено 14 административных производств, все за нецелевое использование бюджетных средств, в отношении должностных лиц за аналогичное нарушение – составлено 2 административных протокола.

При этом согласно части 3 статьи 2.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Вопрос, почему только 2 должностных лица привлечены к административной ответственности, а не 14 как минимум.

Проблема в специальном годичном сроке давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусматривающих санкцию в виде дисквалификации, определенном частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ. Как правило, при установлении факта нецелевого использования бюджетных средств в ходе осуществления последующего финансового контроля, годичный срок давности привлечения к административной ответственности должностного лица уже истек.

Как отметил Департамент юридического обеспечения аппарата Счетной палаты Российской Федерации практика применения судами части 3 статьи 4.5 Кодекса по делам об административных правонарушениях, по которым в качестве административного наказания предусмотрена дисквалификация, получила свое недвусмысленное отражение в решениях Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам (от 18 июля 2016 г. № 52-АД16-1 и от 3 мая 2017 г. № 127-АД17-6) на которые и будут в дальнейшем ориентироваться все нижестоящие суды общей юрисдикции  при рассмотрении дел об административных правонарушениях в схожих правовых ситуациях.

Вопрос реализации должностными лицами контрольно-счетных органов полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях в условиях специального срока давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусматривающих санкцию в виде дисквалификации, рассматривался комиссией по правовым вопросам Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, все материалы опубликованы  на портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации.

 

Также отмечу высокий процент взыскиваемости административных штрафов по делам об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами Контрольно-счетной палаты Хабаровского края.

Так по результатам рассмотрения наших административных протоколов судьями наложено административных штрафов на общую сумму 348,1 тыс. рублей, взыскано – 345,3 тыс. руб. Взыскиваемость составила 99%.

Контрольно-счетная палата Хабаровского края выполняет полномочия по администрированию доходов краевого бюджета, в том числе от поступления сумм штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях судьями, возбужденных должностными лицами Контрольно-счетной палаты Хабаровского края.

Подробно алгоритм взаимодействия и обмен информацией между структурными подразделениями  Контрольно-счетной палаты Хабаровского края при осуществлении бюджетных полномочий администратора доходов краевого бюджета определен в Порядке осуществления Контрольно-счетной палатой Хабаровского края бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов краевого бюджета.

 

Сотрудниками Контрольно-счетной палаты Хабаровского края проводится мониторинг рассмотрения дел об административных правонарушениях и анализ вынесенных по ним процессуальных решений, в ходе которых определяются виды вынесенных по делам об административных правонарушениях процессуальных решений, сроки вступления в законную силу и наличие оснований для обжалования процессуальных решений в установленном КоАП РФ порядке.

Сроком снятия с контроля дела об административном правонарушении является дата отражения в журнале информации об исполнении постановления о назначении административного наказания (уплате административного штрафа в полном размере) либо о вступившем в законную силу постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Подробно процедуры контроля за процессом возбуждения административных производств, хода рассмотрения дел об административных правонарушениях и до заключительного момента – поступления платежей по административным штрафам по КБК, закрепленным за КСП края, регламентированы в Стандарте внешнего государственного финансового контроля Контрольно-счетной палаты Хабаровского края «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий».

 

Несколько слов о практике составления протоколов об административных правонарушениях нашими коллегами муниципального уровня.

В Хабаровском крае органы внешнего муниципального финансового контроля образованы в 26-ти муниципальных образований края, в том числе: 2-х городских округов, 17-ти муниципальных районов края и 7-ми городских и сельских поселений края.

Перечень должностных лиц КСО, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, определен Законом Хабаровского края от 25 марта 2015 года № 45.

Следует отметить, что данный закон нуждается в актуализации, так как им не определены должностные лица, уполномоченные на составление протоколов по части 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ, предусматривающей дисквалификацию сроком на два года за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля

К слову инспекторам Счетной палаты Российской Федерации и уполномоченным должностным лицам контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации законодатель не дал право возбуждать административные дела по части 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ.

 

Сбор и анализ деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, в том числе по административной практике, за прошедший год еще не завершен, поэтому немного о результатах 2016 года.

Практика реализации полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях отсутствовала в 17-ти контрольно-счетных органах муниципальных образований края, в том числе в 8-ми муниципальных районах, 2-х городских округах, 7-ми поселениях.

В 2016 году должностными лицами контрольно-счетных органов муниципальных образований Хабаровского края было возбуждено 29 дел об административных правонарушениях, по которым судьями наложено административных штрафов на общую сумму 271,00 тыс. рублей.

Контрольно-счетная палата Хабаровского края оказывает практическую помощь коллегам муниципальных контрольно-счетных органов как при составлении протоколов, так и при подготовке жалоб на судебные решения.