Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Информация по итогам контрольного мероприятия на предмет использования средств краевого бюджета в рамках реализации ГП Хабаровского края «Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае» на 2013-2020 гг.»

Коллегией Контрольно-счетной палаты Хабаровского края рассмотрены результаты контрольного мероприятия на предмет законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета и иных источников в рамках реализации государственной программы Хабаровского края «Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае» на 2013-2020 гг.» (далее – Программа).

Контрольное мероприятие проведено в комитете по внутренней политике Правительства Хабаровского края (далее – комитет по внутренней политике) и комитете по информационной политике и массовым коммуникациям Правительства Хабаровского края (далее – комитет по информационной политике).

Проверкой использования бюджетных средств охвачен период с 01 января 2018 года по 31 мая 2019 года. Объем проверенных средств (выборочно) составил 447,3 млн. рублей, в том числе: на осуществление закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг, иных расходных обязательств объектов контроля, как главных распорядителей бюджетных средств (далее – ГРБС), в рамках реализации краевых мероприятий в сумме 50,41 млн. рублей; на предоставление субсидии в рамках реализации мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНКО) в сумме 27,46 млн. рублей, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, публикацию и распространение информационных материалов целевого назначения в средствах массовой информации (далее – СМИ) в сумме 73,74 млн. рублей (2018 год), а также субсидии в виде имущественного взноса в целях финансового обеспечения деятельности автономной некоммерческой организации «Открытый регион», функции и полномочия учредителя осуществляет комитет по информационной политике, и автономной некоммерческой организации «Краевой научно-практический центр мониторинга этноконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций», функции и полномочия учредителя осуществляет комитет по внутренней политике, в общей сумме 295,69 млн. рублей.

По результатам контрольного мероприятия установлены нарушения и недостатки, требующие принятия мер в рамках повышения результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета и эффективности деятельности по реализации Программы в целом.

При реализации 3-х мер поддержки СОНКО допущено несоблюдение установленных порядков, связанное с предоставлением субсидии при отсутствии в составе заявки кассового документа для подтверждения оплаты проезда для участия СОНКО в мероприятиях, при несоответствии установленным критериям, с превышением нормы проживания за сутки, применением несоответствующего значения показателя по численности населения и количеству СОНКО – получателей поддержки при расчете субсидии, а также не выполнением СОНКО показателя результативности по софинансированию проекта, не представлением на этапе сдачи отчетности 13 из 23 СОНКО документов, подтверждающих в полном объеме фактические расходы на реализацию проектов в соответствии с установленными требованиями, отсутствием в договорах некоммерческих организаций условий согласия лиц, являющихся их исполнителями, на осуществление ГРБС и органами государственного финансового контроля края проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, в том числе СОНКО (4,58 млн. рублей) и автономная некоммерческая организация, уставная деятельность которой финансируется за счет субсидии (0,10 млн. рублей), на общую сумму 6,33 млн. рублей. Установлено нарушение сроков при перечислении ГРБС денежных средств на счета 2-х получателей субсидий в сумме 27,01 млн. рублей. В общем объеме нарушений, отсутствие расчетов показателей, обосновывающих размер плановых назначений, требование по формированию которых в нарушение норм бюджетного законодательства не учтено в порядке по составлению и ведению бюджетной сметы, составило 2,09 млн. рублей, из них наибольшая доля (82,78 %) приходится на проведение мероприятий в рамках обеспечения условий эффективного функционирования СОНКО. При этом, проверке не представлены и распорядительные акты ГРБС на проведение краевых мероприятий, документы предусматривающие норму, в соответствии с которой возмещены расходы участникам мероприятий на сумму 1,66 млн. рублей. Несоблюдение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации при планировании и осуществлении расходов, связанных с оплатой проезда приглашенным экспертам, представителям СОНКО, установлено на сумму 0,33 млн. рублей, требований законодательства о бухгалтерском учете в части формирования первичных учетных документов, принятия к учету расходов, не подтвержденных оправдательными документами, на сумму 0,71 млн. рублей, из них автономной некоммерческой организаций на сумму 0,44 млн. рублей, которой также оплачены командировочные расходы, не подлежащие к возмещению в сумме 2,08 тыс. рублей. Объектами контроля приняты меры для подтверждения фактических расходов, в том числе посредством дополнительных запросов СОНКО, организациям – поставщикам услуг на сумму 1,35 млн. рублей, в краевой бюджет перечислено 9,08 тыс. рублей.

Установлено несоблюдение получателями субсидий Порядков предоставления субсидий в 2018 и 2019 годах в части несоответствия сроков предоставления автономной некоммерческой организацией документов для получения субсидии (позже на 71 день), сроков реализации 10 мероприятий в рамках 3 проектов СОНКО, наличия превышения сроков возврата остатка субсидии в краевой бюджет (от 53 до 178 дней по 7 СОНКО) в общей сумме 0,23 млн. рублей, наличия случаев нарушения некоммерческими организациями (СОНКО, автономные некоммерческие организации) сроков предоставления отчетности, отсутствия в договорах на предоставление субсидии автономным некоммерческим организациям отдельных условий, предусмотренных соответствующим порядком. Риски потери бюджетных средств фактически использованных на проведение мероприятий по причине отсутствия завершения реализации проекта СОНКО установлены в сумме 0,21 млн. рублей.

По проектам СОНКО установлено наличие просроченной дебиторской задолженности в сумме 1,23 млн. рублей, образовавшейся по договорам 2015 года (1) и 2017 года (2).

Не приняты меры ответственности за несоблюдение законодательства о контрактной системе при нарушении сроков исполнения контакта поставщиком услуги (54 дня просрочки) на сумму 32,71 тыс. рублей.

Неэффективные расходы с учетом рисков и факторов, снижающих степень эффективности использования бюджетных средств, оценены на сумму 7,80 млн. рублей, в их числе несоблюдение принципа эффективности составило на сумму 0,70 млн. рублей, в связи с осуществлением расходов, не предусмотренных в составе обоснований плановых назначений к бюджетной смете, с отвлечением бюджетных средств на создание долгосрочных материальных запасов, с проведением сторонней организацией мониторинга и оценки результатов деятельности СОНКО и прогнозу их дальнейшего развития, являющихся полномочиями органа государственной власти субъекта Российской Федерации (период с 2019 по 2021 годы отнесен к рискам на сумму 1,12 млн. рублей), с осуществлением автономными некоммерческими организациями расходов на производство методических рекомендаций, которые учитывая принятую систему показателей результативности, не являются экономически обоснованными, арендной платы, которая зачислялась в доход краевого бюджета при 100–процентном финансировании деятельности из бюджета, а также на оплату СОНКО услуг, по завышенной стоимости, поскольку договора заключены с юридическими лицами, не являющихся прямыми производителями услуг. К числу факторов, снижающих степень эффективности использования бюджетных средств, относится наличие публикаций с минимальной степенью переработки материала для размещения их в качестве собственного материала при предоставлении субсидии, в том числе и на производство информационных материалов (0,41 млн. рублей), проведение социологических исследований 2 раза в год с идентичными выборками и критериями при отсутствии закрепленной нормы (2,60 мин. рублей), приобретение автономной некоммерческой организацией оборудования стоимостью выше предельных цен, установленных учредителю (21,00 тыс. рублей); осуществление учредителем и автономной некоммерческой организацией идентичной деятельности, связанной с мониторингом и анализом информационных материалов, размещенных в периодических печатных изданиях, теле- и радиоканалах (2,64 млн. рублей). Кроме того, к числу факторов относится не предоставление учредителем автономной некоммерческой организации помещений, находящихся в краевой собственности (договоры заключены на коммерческую аренду), а также отсутствие в отчетах об участии в мероприятии представителя СОНКО фиксации информации о результатах, достигнутых в рамках мероприятия, о применении принципа информирования населения (целевых групп) о полученных на мероприятиях федерального уровня знаниях, опыте других регионов, в связи с чем, не прослеживается социально-экономический эффект от бюджетного финансирования. Также установлены риски, обусловленные отсутствием нормативов на питание участников краевых мероприятий, поскольку анализ закупок по комплексному обслуживанию показал, что на 1 участника приходится от 0,20 до 2,66 тыс. рублей, удорожанием стоимости проекта СМИ на производство информационных материалов, связанного с установлением в договоре на предоставление субсидии показателя результативности, в объеме ниже заявленного на конкурс (0,28 млн. рублей). Проверке не представлены документы, подтверждающие количество участников выездного образовательно-консультационного мероприятия для представителей органов местного самоуправления, СОНКО, ТОС и активных граждан, в связи с чем, не определена экономическая обоснованность оплаты транспортных услуг на сумму 30,75 тыс. рублей.

Установлены резервы по совершенствованию порядка предоставления субсидии АНО «Открытый регион» в части отсутствия в плане текущей деятельности распределения направлений расходования субсидии по видам затрат (смета расходов), как результат, оценка расходов производится укрупненно в целом на мероприятия. Кроме того, как в плане текущей деятельности, так и в порядке, регламентирующем предоставление субсидий на уставную деятельность АНО «Открытый регион», в 2018 году показатели результативности деятельности не установлены по 4 из 5, в 2019 году – по 3 из 4 мероприятий (то есть за исключением информирования граждан через печатные СМИ, что относится к основным видам деятельности). Также резервы по совершенствованию правого регулирования установлены в части отсутствия в действующих порядках механизма внесения изменений в объем финансового обеспечения деятельности автономных некоммерческих организаций в течение финансового года, не урегулирования вопроса в отношении указания периодов включения в расчет субсидии данных реестров СОНКО – получателей поддержки, методологии расчета показателя (индикатора) Программы, в том числе установленного в качестве показателя результативности для АНО «Краевой научно-практический центр мониторинга этноконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций» при предоставлении субсидии на осуществление уставных видов деятельности, исходя из его фактического назначения.

В рамках поддержки СМИ резервы по совершенствованию правового регулирования установлены в части отсутствия закрепленного перечня первичных учетных документов для предоставления организациями СМИ в целях подтверждения расходов, связанных с производством, публикацией и распространением информационных материалов, проверке не представлены документы (выборочно за 2018 год) на сумму 0,35 млн. рублей. Относительно стоимости единицы информационного материала получателей субсидии установлены отклонения, как в рамках одного способа распространения продукции СМИ, так и к уровню предыдущего периода, в связи с чем, актуальным является введение в систему оценки проектов критерия, учитывающего затраты претендента на проект в отношении к затратам на аналогичный проект на территории Хабаровского края.

Для принятия мер по результатам контрольного мероприятия комитету по внутренней политике и комитету по информационной политике направлены представления, которые находятся на контроле Контрольно-счетной палаты Хабаровского края до полного их исполнения.

Отчет по результатам контрольного мероприятия направлен Губернатору, Председателю Правительства Хабаровского края.