Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Обобщение нарушений, выявленных Контрольно-счетной палатой Хабаровского края при проведении проверок местных бюджетов

В соответствии с п. 5.2 плана работы Совета контрольно-счетных органов Хабаровского края на 2013 год, утвержденного Президиумом Совета контрольно-счетных органов Хабаровского края Контрольно-счетная палата Хабаровского края (далее – Контрольно-счетная палата) обобщила нарушения, выявленные ею при проведении проверок местных бюджетов в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в муниципальных образованиях края в 2012 году.

В течение 2012 года Контрольно-счетная палата рассмотрела организацию бюджетного процесса в ходе проведения контрольных мероприятий в Нанайском, Николаевском, Аяно-Майском, Советско-Гаванском муниципальных районах и городском поселении «Город Николаевск-на-Амуре» Хабаровского края (далее – край).

Результаты проведенных Контрольно-счетной палатой контрольных мероприятий свидетельствуют, что в целом органами местного самоуправления при исполнении местных бюджетов соблюдалось бюджетное законодательство. Формирование и исполнение бюджетов муниципальных образований основывалось на единой правовой базе, бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации.

Положения нормативно-правовых актов органов местного самоуправления соответствуют бюджетному законодательству Российской Федерации и края.

В проверенных муниципальных образованиях в целях обеспечения качества управления финансами приняты Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года.

Однако в результате контрольных мероприятий установлен ряд нарушений и недостатков, требующих принятия мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.

В результате проверки обоснованности планирования доходов местных бюджетов, а также обеспечения полноты их поступления, во всех районах установлен недостаточный уровень налогового администрирования и наличия резервов по увеличению доходной базы местных бюджетов.

В работе по снижению недоимки в муниципальных образованиях имеются резервы: недостаточно эффективно работают созданные комиссии по снижению недоимки; несвоевременно принимаются меры по предупреждению банкротства предприятий, что приводит к росту количества предприятий-банкротов, наибольшее количество которых зарегистрировано в  жилищно-коммунальном хозяйстве.

Администрациями двух муниципальных в 2011 году не выполнены контрольные показатели по поступлению местных налогов (налога на имущество физических лиц и земельного налога).

Проверками эффективности управления бюджетными средствами в муниципальных образованиях края, установлено в двух муниципальных районах не обеспечивалось соблюдение установленного норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления по отдельным сельским поселениям;

Остановимся подробнее как на общих для всех проверенных муниципальных образований, так и на отдельных нарушениях.

 

1. Результаты контрольных мероприятий показали, что организация бюджетного процесса в отдельных муниципальных образованиях края  осуществлялась с нарушениями требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе предусмотренных разделами:

1) V «Участники бюджетного процесса»:

в нарушение пункта 1 статьи 152 не установлены участники бюджетного процесса;

в нарушение требований статей 154, 157 не определены полномочия участников бюджетного процесса;

2) VI «Составление проектов бюджетов»:

в нарушение ст. 174 не утверждается среднесрочный финансовый план муниципального образования;

3) VII «Рассмотрение и утверждение бюджетов»:

в нарушение пункта 3 статьи 184.1 в решении о бюджете не устанавливается общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;

4) VIII «Исполнение бюджетов»:

в результате проверки выявлено несоответствие муниципальных правовых актов, изданных органами местного самоуправления, Бюджетному Кодексу Российской Федерации, а именно:

требованиям статьи 217:

пункту 1, не утверждение сводной бюджетной росписи муниципального образования на соответствующий год;

 пункту 3 в части определения оснований по внесению изменений в сводную бюджетную роспись (перераспределение бюджетных ассигнований на финансирование отдельных социально-культурных мероприятий, зарезервированных в администрации муниципального образования);

пункту 5, утвержденные показатели сводной бюджетной росписи до главных распорядителей бюджетных средств до начала финансового года не доводятся;

пункту 6, не включение бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета в сводную бюджетную роспись.

В ведомственной структуре расходов бюджета, являющейся приложением к решению о бюджете, исполнение расходов за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, по главному администратору доходов  бюджета муниципального образования по безвозмездным поступлениям из краевого бюджета не определено.

При проверке обоснованности принятия расходных обязательств муниципального образования действующему законодательству установлено, что цели, задачи и виды деятельности отдельных муниципальных учреждений не относятся к вопросам и полномочиям органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 15 и 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», тем самым нарушены требования статьи 136 БК РФ и пункта 2.1.1 Соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета от 06.10.2010 в части принятия расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами края к полномочиям органов местного самоуправления края.

Решением о бюджете одного из муниципальных образований в состав перечня главных администраторов доходов отнесены муниципальные учреждения, являющиеся подведомственными учреждениями главных распорядителей бюджетных средств, что не соответствует статье 6 БК РФ.

В одном из муниципальных образований в нарушение статей 83, 219.1 БК РФ осуществлено использование средств местного бюджета в части проведения природоохранных мероприятий, не утвержденных решениями о бюджете муниципального образования и бюджетной росписью органа местного самоуправления.

В нарушение требований пунктов 3, 5 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные кредиты предоставлялись без предоставления заемщиками обеспечения исполнения своих обязательств по возврату бюджетных кредитов и без предварительной проверки финансового состояния заемщиков, что может привести к невозможности взыскания бюджетных кредитов.

 

2. В ходе контроля соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования, полноты поступления в бюджет муниципального образования доходов от его использования установлено, что в большинстве проверенных муниципальных образованиях  не обеспечено ведение бюджетного учета имущества и обязательств в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок организации бюджетного учета в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях.

Так в нарушение п. 1.5 приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» не проводится инвентаризация имущества казны муниципального образования.

Данные реестров имущества муниципальных образований не соответствуют данным бюджетного учета.

Это пример часто встречающейся ситуации, когда муниципальные образования задумываются только о своих правах по распоряжению имуществом, но забывают об обязанностях по его учету и сохранению.

Еще пример создания рисков утраты имущества – не внесение основных средства в реестр муниципальной собственности муниципального образования, что является нарушением пункта 6 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом  Минэкономразвития России от 30 августа 2011 года № 424, не обеспечение достоверного и полного учета имущества казны переданного в аренду.

В нарушение пункта 145 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом  Министерства   финансов  Российской  Федерации  от 01.12.2010

№ 157н администрациями муниципальных образований не установлены:

порядок ведения аналитического учета объектов в составе имущества казны района на основании информации из Реестра имущества района;

периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами имущества казны района на основании информации из Реестра.

 

3. Установлены факты, свидетельствующие о неэффективном управлении администрациями ряда муниципальных образований недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности:

передача в безвозмездное пользование зданий, котельных;

проверкой полноты поступления в бюджет муниципального района платы за наем служебных помещений установлено, что в договорах найма служебного помещения не определен размер платы за наем жилого помещения, отсутствуют реквизиты для внесения платы;

не расторгаются договоры, в соответствии с условиями договоров, в связи с невнесением платы за наем;

не ведется претензионная работа с организациями, осуществляющими функции по сбору платежей населения за пользование жилыми помещениями в муниципальном жилом фонде, и не перечисляющими плату в соответствии с заключенным договором, в доход бюджета муниципального образования.

 

4. В случае создания муниципальным образованием муниципального унитарного предприятия, в соответствии со статьей 17 Федерального закона РФ от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», созданное предприятие, в хозяйственном ведении которого находится муниципальное имущество, обязано ежегодно перечислять в местный бюджет часть прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядках, размерах и в сроки, установленные органами местного самоуправления. В соответствии с вышесказанным, орган местного самоуправления должен принять соответствующий нормативный акт.

Проверкой соблюдения порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, переданным муниципальных унитарных предприятий (далее –  МУП) на праве хозяйственного ведения, установлены отдельные нарушения требований Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»:

решением о бюджете поступления в доход бюджета муниципальных образований не планируются отчисления от МУП;

не принят муниципальный правовой акт, определяющий порядок, размеры и сроки перечисления в местный бюджет части прибыли МУП, остающиеся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

не принят муниципальный правовой акт о порядке составления, утверждения и установления показателей деятельности МУП. Бухгалтерская отчетность и отчеты МУП собственником не утверждаются;

не осуществляется контроль за деятельностью МУП, не проводятся аудиторские проверки их деятельности;

не принимаются меры по выполнению полномочий собственника имущества МУП.

В нарушение ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не проводится оценка имущества, передаваемого в качестве вклада в уставный капитал юридических лиц, созданных с участием муниципального образования.

 

5. В результате контроля соблюдения установленного порядка управления и распоряжения земельными участками, расположенными на территории муниципального образования, находящимися в государственной и муниципальной собственности, полноты поступления в бюджет муниципального образования доходов от арендной платы за земельные участки и доходов от их продажи установлено, что в большинстве муниципальных образований:

претензионно-исковой работой охвачен не весь объем задолженности по арендной плате за земельные участи;

проверкой поступления платежей от аренды земельных участков по заключенным договорам аренды с физическими и юридическими лицами установлено нарушение сроков внесения арендной платы, при этом пеня за нарушение сроков внесения арендной платы, указанных в договорах аренды, не начислялась, что приводит к потерям бюджета.

в нарушение статьи 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 197–201 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 года № 157н не осуществляется бюджетный учет расчетов по арендной плате (начисленных сумм арендной платы) за земельные участки;

в нарушение пункта 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года № 49, не проводится инвентаризация расчетов по арендной плате за земельные участки перед составлением ежегодной бюджетной отчетности.

Не обеспечивается проведение инвентаризации земельных участков.

 

6. В ходе контроля формирования и использования средств резервных фондов местных администраций установлено, что в нарушение пункта 4 статьи 81 БК РФ значительная часть средств резервных фондов всех проверенных органов местного самоуправления используется на расходы, которые не являются непредвиденными (средства направляются на финансирование поддержки общественных организаций и объединений, проведение мероприятий местного значения, проведение встреч, симпозиумов, выставок и семинаров по проблемам местного значения, выплаты разовых премий и оказание разовой материальной помощи гражданам).

В нарушение п. 3 ст. 81 БК РФ решением о бюджете не устанавливается размер резервного фонда.

 

7. Выборочные проверки законности и результативности использования средств местного бюджета, направленных на выполнение функций органов местного самоуправления показали, что в отдельных муниципальных образованиях средства местного бюджета расходуются неэффективно.

В одном из высокодотационных муниципальных образований при имеющейся кредиторской задолженности консолидированного бюджета муниципального образования на 01 января 2012 года  администрацией муниципального образования за счет средств местного бюджета производятся расходы на приобретение легкового автомобиля «Toyota Iand cruser 200» стоимостью 3145,0 тыс. рублей, а также подарочных наборов для организаций, учреждений, сотрудников администрации района, представителей общественных организаций, жителей муниципального образования.

В нарушение статьи 34 БК РФ уплачиваются штрафы за нарушения трудового, налогового законодательства, что свидетельствует о недостаточной результативности организационной деятельности.

В нарушение статьи 217 главы 23 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации  включены в налогооблагаемый доход суммы возмещенных расходов на служебные командировки, с которых произведено удержание и перечисление НДФЛ.

В нарушение  статьи  9  Федерального  закона   от  24  июля  2009 года

№ 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на суммы командировочных расходов начислены страховые взносы.

В нарушение статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» работникам была начислена и выплачена надбавка за работу с вредными условиями труда без проведения аттестации рабочих мест.

В нарушение статьи 166 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 6 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 749, при направлении муниципальных служащих в служебные командировки не утверждалось служебное задание, определяющее цель командировки.

При приобретении у физических лиц в течение квартала одноименных товаров – подвесных лодочных моторов на сумму 196,0 тыс. рублей в нарушение пункта 14 статьи 55 Федерального закона   от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» превышен установленный Центральным Банком Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке;

 

8. В результате контроля организации межбюджетных отношений между муниципальными районами и поселениями, входящими в их состав установлено, что в нарушение Порядка, установленного разделом VI Закона края от 29 сентября 2005 года  № 296 «О порядке определения объема районного фонда финансовой поддержки поселений и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района»:

сверка с администрациями отдельных поселений исходных данных на 2011 год для проведения расчетов распределения средств районного фонда финансовой поддержки поселений (далее – РФФПП проведена с нарушением установленного срока;

порядок проведения сверки с администрациями поселений исходных данных для проведения расчетов распределения средств РФФП на 2011 год установлен приказом финансового управления, а не главой администрации муниципального образования;

в одном из муниципальных образований порядок проведения сверки с администрациями поселений исходных данных для проведения расчетов распределения средств РФФПП не установлен вовсе.

 

9. Высокодотационными районами не в полной мере соблюдалось выполнение условий Соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, заключенных с министерством финансов края. Установлено, что большинством проверенных муниципальных образований:                                                     

не обеспечена 90-процентная собираемость платежей потребителей за жилищно-коммунальные услуги;

не обеспечено целевое использование топливной составляющей, предусмотренной в тарифах на тепловую и электрическую энергию, на оплату топлива и возврат бюджетных кредитов, привлеченных на приобретение топлива;

в отдельных муниципальных образованиях имеется наличие дебиторской и кредиторской задолженности.

 

10. В большинстве муниципальных образований в нарушение статьи 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом  Министерства  финансов  Российской  Федерации  от 28.12.2010  № 191н, инвентаризация финансовых обязательств перед составлением годовой бюджетной отчетности администрацией муниципального образования не проводилась.

В годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств местного бюджета отсутствовали отдельные формы отчетности, сведения и показатели в годовой отчетности указаны с нарушением установленных требований.

В одном из муниципальных образований в нарушение п. 207 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 года № 157н не ведется бюджетный учет предоставленных муниципальных гарантий.

В нарушение пункта 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 года № 40, пункта 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Центральным Банком Российской Федерации от 12 октября 2011 года № 373-П, при расчетах с подотчетными лицами допускается нарушение сроков предоставления муниципальными служащими отчета об использованных суммах при направлении в служебные командировки на срок от 5 до 8 дней.

В нарушение пункта 213 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета в заявлениях подотчетных лиц на получение авансовых сумм на командировочные расходы не содержались соответствующие подтверждающие расчеты, выдача средств на командировочные расходы производилась без предоставления подотчетными лицами заявлений на получение авансовых сумм.

В нарушение статьи 6 Федерального закона № 129-ФЗ, пункта 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета отдельными органами местного самоуправления не принималась учетная политика.

 

11. Значительное расходование бюджетных средств связано с нарушением порядка применения Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказами Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года   № 190н, от 21 декабря 2011 года № 180н:

решением о бюджете муниципального образования расходы администрации муниципального образования на обеспечение деятельности в части осуществления управленческих функций по переданным государственным полномочиям отражались по подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы», которые подлежат отражению по подразделу 0104 «Функционирование Правительства российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;

расходы об использовании средств резервного фонда администрации муниципального образования отражаются по разделу, подразделу 0111 «Резервные фонды», а следовало отражать по соответствующим разделам и подразделам классификации расходов, исходя из их отраслевой и ведомственной принадлежности;

расходы на приобретение оборудования для установки информационной техники для обеспечения деятельности аппарата администрации муниципального образования были запланированы по несоответствующей подстатье кодов операций сектора государственного управления;

расходы на изготовление печатей и штампов отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги», вместо статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;

при проведении мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды были запланированы и произведены расходы по подстатье 226 «Прочие работы, услуги», которые следовало относить на соответствующие статьи и подстатьи кодов операций сектора государственного управления в соответствии с направлением расходования;

расходы по приобретению у физических лиц подвесных лодочных

моторов были запланированы и произведены по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» вместо статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств»;

дополнительные страховые взносы на накопительную часть пенсии, уплачиваемых за счет собственных средств работников, перечислялись по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда», вместо подстатьи 211 «Заработная плата».

 

Председатель Совета
контрольно-счетных органов
Хабаровского края
В. В. Кондрашов