Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Депутатские слушания в Законодательной Думе Хабаровского края

27 октября председатель Контрольно-счетной палаты Хабаровского края Владимир Владимирович Кондрашов принял участие в депутатских слушаниях «О прогнозе социально-экономического развития Хабаровского края до 2018 года и параметрах проекта краевого бюджета на 2016 год», проводимых в Законодательной Думе Хабаровского края.

В своем выступлении он отметил, что в отличие от отраслевого финансирования в рамках программно-целевого подхода должны увязываться конкретные цели (результаты) и ресурсы. При этом, ресурсы не только финансовые, но и многие иные, необходимые для реализации государственной политики (например, энергетические, кадровые).

Расходы краевого бюджета и в предыдущие годы частично формировались и исполнялись на основе принятых краевых целевых программ. Их доля в общей сумме бюджетных расходов составляла от 38 до 79 процентов.

Краевой бюджет на 2014 и 2015 годы в соответствии с Законами края был сформирован в программной структуре расходов на основе 29 государственных программ края в 2014 году и 30-ти Программ – в 2015 году, а также по непрограммным направлениям расходов.

Государственные программы края объединены в три основных блока или, другими словами,  в приоритетные направления:

повышение качества жизни населения и укрепления населенческого потенциала;

устойчивое развитие экономики края;

повышение эффективности государственного и муниципального управления.

Именно эти приоритеты и определяют содержание краевого бюджета в программном формате.

Объем бюджетных ассигнований, утвержденный на реализацию госпрограмм, в 2014 году составил 83,8 млрд. рублей, в 2015 году – 76,6 млрд. рублей, или соответственно 88,3 и 92,6 процентов в общем объеме расходов краевого бюджета.

Программные расходы краевого бюджета за 2014 год исполнены в сумме 82,4 млрд. рублей, или на 98,4 процента от утвержденных назначений, их доля в общем объеме исполненных расходов за 2014 год составила 88,7 процента.

В рамках реализации  установленных полномочий Контрольно-счетной палатой края проводилась работа по проведению финансово-экономической экспертизы проектов государственных программ, а в последствии и контроля за их реализацией.

Несмотря на то, что в государственных программах определены объемы финансирования, установлены целевые индикаторы, показатели социально-экономической эффективности, не всегда четко прослеживается связь целей и задач, установленных в государственных программах с их конечными результатами.

Министерством экономического развития края в соответствии с утвержденной методикой  проведены интегральная и комплексная оценки эффективности их реализации.

По итогам интегральной оценки эффективности реализации госпрограмм за 2014 год, сделан вывод, что все 29 государственных программ являются эффективными.

Средняя степень достижения показателей (индикаторов), характеризующих эффективность реализации государственных  программ, за 2014 год составляет 84,2 процента. Из 714 показателей, предусмотренных государственными программами, не выполнено 113, или 15,8 процента от общего количества показателей, среди них:

- ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

- ввод жилья в рамках мероприятий по комплексному освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства;

- количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями;

- доля капитальных вложений в системы водоснабжения и водоотведения в общем объеме выручки организаций водопроводно-канализационного хозяйства от основной деятельности по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод;

- доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве ликвидированных пожаров;

- индекс производства продукции животноводства;

- объем реализации молока;

-пассажирооборот автомобильного, железнодорожного транспорта и сфере авиаперевозок;

- грузоёмкость транспортной отрасли   и другие.

Кроме этого, по 22 государственным программам отмечается проблема эффективного планирования целевых показателей, допущено перевыполнение 75 показателей (индикаторов) более чем за 50 % от запланированных на 2014 год значений. Наибольшее перевыполнение показателей получено по Госпрограмме «Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае» (11 из 23 показателей).

На 2014 год по 29 Госпрограммам края предусматривалось 1 269 мероприятий, из которых выполнено – 1 214, что составило 95,7% от общего количества мероприятий, допущено невыполнение – 55 мероприятий, что составляет 4,3 % от запланированных.

В полном объеме выполнены все запланированные мероприятия по 12 государственным программам из 29.

За I полугодие 2015 года «программные» расходы краевого бюджета исполнены в сумме 36,5 млрд. рублей, или на 50,9 процента от годового объема, утвержденного Законом о бюджете. Их доля в общем объеме исполненных расходов за отчетный период составила 93,2 процента.

Мониторингом реализации государственных программ края за I полугодие 2015 года установлено неравномерное исполнение «программных» расходов краевого бюджета.

Наибольший процент исполнения расходов краевого бюджета (свыше 50,0 % от утвержденных бюджетных назначений) сложился по 9 Программам. Вместе с тем, по 5 Госпрограммам исполнение сложилось менее 10 % от годовых бюджетных назначений, по 2 Госпрограммам расходы краевого бюджета вообще не производились.

По мнению Контрольно-счетной палаты низкий уровень исполнения за 1 полугодие ряда госпрограмм может привести к невыполнению бюджетных назначений по итогам 2015 года.

В рамках проведения финансово-экономической экспертизы Контрольно-счетной палатой края за 9 месяцев 2015 года составлено 37 заключений к проектам постановлений Правительства края в части внесения изменений в действующие госпрограммы края.

По результатам проведенных экспертиз отмечены следующие основные замечания:

в ряде программ не по всем мероприятиям определены источники и объемы финансирования;

сроки реализации отдельных мероприятий Программ не соответствуют срокам их ресурсного обеспечения и прогнозной оценке расходов;

не запланированы показатели (индикаторы) по каждому году реализации Программ в период 2018 – 2020 годов, что исключает возможность оценки достижимости цели на промежуточных этапах их реализации;

не в полном объеме проведена процедура идентификации рисков реализации программ.

Кроме того, в феврале 2015 года Контрольно-счетной палатой проведено контрольное мероприятие на предмет законности, результативности использования средств краевого бюджета в рамках реализации государственной программы края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 – 2020 годы». По результатам данного мероприятия установлено, что министерством сельского хозяйства и продовольствия края не обеспечена результативность использования бюджетных средств. Так, при увеличении бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий государственной программы на 72,2 млн. рублей, или на 8,3 процента, министерством не достигнуты показатели (индикаторы), предусмотренные данной госпрограммой.

В докладе отмечено, что каждая государственная программа края должна увязывать бюджетные ассигнования с результатами их использования для достижения заявленных целей.