Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Информация о результатах контрольного мероприятия на предмет использования средств краевого бюджета, выделенных организациям на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Хабаровского края на 2018 год проведено контрольное мероприятие на предмет законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета, выделенных организациям на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению (Охотский, Советско-Гаванский, имени Лазо муниципальные районы), в 2017 году.

Объем проверенных средств составил 806 728,25 тыс. рублей.

1. Законом Хабаровского края (далее – край) от 06 декабря 2016 года № 226 «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – Закон о краевом бюджете на 2017 год) министерству жилищно-коммунального хозяйства края (далее – Министерство) на 2017 год утверждены бюджетные ассигнования на предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований края на выполнение отдельных полномочий органов государственной власти края, установленных Законом края от 31 октября 2007 года № 150 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению» (далее – Закон края № 150) в сумме 2 262 874,29 тыс. рублей, в том числе:

на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению – 2 256 895,80 тыс. рублей;

на содержание органов местного самоуправления (должностных лиц органов местного самоуправления), специально уполномоченных на осуществление деятельности по осуществлению государственных полномочий – 5 978,49 тыс. рублей.

Приложением 34 к Закону о краевом бюджете на 2017 год на реализацию Закона края № 150 распределены субвенции:

муниципальному району имени Лазо края – 133 208,68 тыс. рублей;

Советско-Гаванскому муниципальному району края – 316 002,20 тыс. рублей;

Охотскому муниципальному району края  – 319 254,02 тыс. рублей.

По данным бухгалтерского учета Министерства в 2017 году кассовые расходы краевого бюджета на предоставление местным бюджетам субвенции на реализацию Закона края № 150 составили 2 226 970,82 тыс. рублей или 98,4% утвержденных Законом о краевом бюджете на 2017 год.

По состоянию на 01 января 2018 года неисполненные назначения по субвенции на реализацию Закона края № 150 составили 35 903,47 тыс. рублей.

В ходе контрольного мероприятия представлена информация, что по объектам контроля (Охотский, Советско-Гаванский, имени Лазо муниципальные районы края) неисполненных назначений по субвенции на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, и администрирование нет. Информация о муниципальных образованиях края, по которым не исполнены бюджетные назначения, а также причины неисполнения в ходе контрольного мероприятия Министерством не представлена.

Вместе с тем, в ходе проверки в администрации муниципального района имени Лазо края установлено, что задолженность администрации перед теплоснабжающими организациями по состоянию на 01 января 2018 года составила 26 007,49 тыс. рублей.

2.      Расчет потребности муниципальных образований края в субвенции на исполнение государственных полномочий края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению на 2017 год, Министерством произведен в соответствии с методикой распределения субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий края, определенной Законом края № 150 (далее – Методика распределения субвенций).

Вместе с тем, применяемая Министерством Методика распределения субвенций приводит:

с одной стороны к утверждению Законом края о краевом бюджете на соответствующий год бюджетных ассигнований на предоставление муниципальным образованиям края (Охотскому, Советско-Гаванскому муниципальным районам края) субвенций из краевого бюджета, в объеме, превышающем потребность муниципальных образований в средствах на возмещение организациям убытков, что в результате приводит к перефинансированию муниципальных образований края и дополнительной нагрузке на краевой бюджет;

с другой стороны к утверждению Законом края о краевом бюджете на соответствующий год бюджетных ассигнований на предоставление муниципальным образованиям края (муниципальный район имени Лазо края) субвенций из краевого бюджета в объеме, недостаточном для возмещения организациям убытков, и как следствие к увеличению кредиторской задолженности муниципальных образований края.

Так, например, применяемая Методика распределения субвенций Охотскому муниципальному району края привела к утверждению бюджетных ассигнований из краевого бюджета муниципальному образованию в объеме, превышающем на 51 323,33 тыс. рублей фактическую потребность:

при плановой сумме поставленной тепловой энергии населению в первом полугодии 2017 года в размере 29 554,11 Гкал, фактически поставлено населению – 27 072,601 Гкал. Разница между экономически обоснованным тарифом и предельно максимальным тарифом в расчете в первом полугодии 2017 года равна 5 821,37 рублей. Таким образом, отклонение в расчете первого полугодия 2017 года составило 14 445,78 тыс. рублей;

при плановой сумме поставленной тепловой энергии населению во втором полугодии 2017 года в размере 23 638,58 Гкал, фактически поставлено населению – 17 702,603 Гкал. Разница между экономически обоснованным тарифом и предельно максимальным тарифом в расчете во втором полугодии 2017 года равна 6 212,55 рублей. Таким образом, отклонение в расчете второго полугодия 2017 года составило  36 877,55 тыс. рублей.

Постановлением Правительства края от 01 февраля 2008 года № 35-пр «О возмещении убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению» (далее – Постановление края № 35-пр) утвержден порядок расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению. Согласно данному порядку расчеты плановых сумм возмещения убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, производятся непосредственно организациями, осуществляющими поставку тепловой энергии населению, и представляются в органы местного самоуправления. Предоставление указанных расчетов администрациями муниципальных образований края в Министерство Постановлением края № 35-пр не предусмотрено. В соответствии с Постановлением края № 35-пр органы местного самоуправления представляют в Министерство расчет объема средств на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, по форме приложения № 1 к Порядку расходования субвенций, не предусматривающим показатели «Отапливаемая площадь жилищного фонда» и «Численность населения, пользующегося услугами горячего водоснабжения».

В соответствии с Методикой распределения субвенций при формировании проекта краевого бюджета на 2017 год при расчете субвенций на возмещение убытков по тепловой энергии Министерством учтены сведения о размере отапливаемой площади и численности населения, пользующегося услугами горячего водоснабжения по состоянию на 01 января 2016 года, представленными администрациями муниципальных образований края.

При этом по Советско-Гаванскому муниципальному району края в период с 01 января 2016 года по 01 января 2017 года:

произошло увеличение отапливаемой  площади с 708 008,6 кв. м. до 723 405,1 кв. м. или на 15 396,5 кв. м.;

численность населения, пользующегося услугами горячего водоснабжения, уменьшилась с 13 425 тыс. человек до 13 061 тыс. человек или на 364 человека.

В муниципальном районе имени Лазо края в период отопительного сезона 2016/2017 годов произошла смена организаций, оказывающих услуги по поставке тепловой энергии населению, в результате которой выросла потребность района в средствах субвенции.

Так, в 2017 году объем тепловой энергии, поставленной населению теплоснабжающими организациями, у которых экономически обоснованный тариф превышает предельный максимальный тариф, установленный Губернатором края, увеличился на 33 538,76 Гкал. Увеличение планового объема отпуска тепловой энергии связано со строительством новых газовых котельных и переподключением населенных пунктов от котельных, обслуживаемых МУП «Хорская ТЭЦ», на вновь построенные газовые котельные, обслуживаемые ООО «Хорский теплоэнергетик», ООО «Сахалинская Газовая Энергетическая Компания», ООО «Спецтрансгаз». При этом тариф на тепловую энергию, отпускаемую МУП «Хорская ТЭЦ», установленный комитетом по ценам и тарифам Правительства края, меньше предельного максимального тарифа, установленного Губернатором края. В результате, в соответствии с требованиями Закона края № 150, объем отпускаемой МУП «Хорская ТЭЦ» тепловой энергии не учтен Министерством в 2016 году при распределении субвенции на 2017 год. Вместе с тем, ресурсоснабжающим организациям по вновь построенным газовым котельным комитетом по ценам и тарифам Правительства края экономически обоснованные тарифы на отпускаемую тепловую энергию утверждены в размерах, превышающих предельный максимальный тариф, установленный постановлением Губернатора края.

Использование Министерством данных годичной давности, а также не применение в Методике распределения субвенций данных о кредиторской и дебиторской задолженностях, не позволяет корректно произвести расчет плановой суммы возмещения убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов), так как не учитываются возможные изменения.

Кроме того, Методикой распределения субвенций не предусмотрена корректировка объемов субвенций по завершению года на основании представляемых муниципальными образованиями отчетов по форме № 22- ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», в которых отражены данные по фактически отпущенной тепловой энергии за истекший год.

Результаты контрольного мероприятия подтверждают  правильность сделанных выводов о перефинансировании ряда муниципальных образований края и дополнительной нагрузке на краевой бюджет, а так же утверждению Законом края о краевом бюджете на соответствующий год бюджетных ассигнований на предоставление муниципальным образованиям края (муниципальный район имени Лазо края) субвенций из краевого бюджета в объеме, недостаточном для возмещения организациям убытков, и как следствие к увеличению кредиторской задолженности муниципальных образований края.

3. Порядком расходования субвенций не предусмотрено предоставление местным бюджетам субвенций из краевого бюджета в объеме, превышающем расчетный объем средств на возмещение организациям убытков (авансовых платежей или «опережающего финансирования»). Вместе с тем, согласно Расчету объема средств, представленного Советско-Гаванским муниципальным районом края, потребность в субвенции на осуществление переданных государственных полномочий за январь – март 2017 года составила 191 719,74 тыс. рублей. Министерством за январь – март 2017 года из краевого бюджета перечислены субвенции в сумме 307 119,78 тыс. рублей, что превысило в 1,6 раза расчетный объем.

Таким образом, Министерством в нарушение Порядка расходования субвенций (в ред. постановления  Правительства края от 30 ноября 2015 года № 416-пр) произведены авансовые платежи Советско-Гаванскому муниципальному району края из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов).

Кроме того, предоставление авансового платежа не соответствует требованиям пункта 4.2.1 распоряжения Правительства края от 13 марта 2017 года № 138-рп «Об итогах исполнения бюджета Хабаровского края за 2016 год и о мерах по исполнению бюджета края в 2017 году», согласно которому Министерство, как главный распорядитель бюджетных средств, обязано обеспечить контроль за сокращением дебиторской задолженности.

4. В соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 4 Закона края № 150 Министерство обязано, в том числе, осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели финансовых и материальных средств.

Контроль за осуществлением органами местного самоуправления края государственных полномочий осуществляется Министерством путем проведения проверок отчетности, представляемой органами местного самоуправления.

Вместе с тем, разделом 4 «Контроль за использованием Субвенций» Порядка расходования субвенций не предусмотрено осуществление Министерством контроля. Кроме того, в Министерстве отсутствует порядок осуществления контроля за деятельностью органов местного самоуправления края при осуществлении ими переданных государственных полномочий по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, призванный установить процедуру проведения проверочных мероприятий деятельности органов местного самоуправления.

5. В нарушение статьи 6 Закона края № 150 отсутствует перечень материальных средств, необходимых для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий. Министерством до настоящего времени не разработан и не внесен на рассмотрение Правительству края проект нормативного правового акта, утверждающий данный перечень.

6. В 2017 году Министерством не в полном объеме осуществлено финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления (должностных лиц органов местного самоуправления), специально уполномоченных на осуществление деятельности по осуществлению государственных полномочий (далее – администрирование).

Так, в 2017 году Министерством предоставлены субвенции на администрирование:

Советско-Гаванскому муниципальному району края в сумме 270,34 тыс. рублей, что позволило осуществить выплату заработной платы и отчислений, перечисляемых работодателем в государственные внебюджетные фонды, в объеме 81,0% выплат, предусмотренных Положением о муниципальной службе Советского-Гаванского муниципального района края;

Охотскому муниципальному району края – 352,88 тыс. рублей, что позволило осуществить выплату заработной платы и отчислений, перечисляемых работодателем в государственные внебюджетные фонды в объеме 90,7% выплат, предусмотренных положением о муниципальной службе Охотского муниципального района края и штатным расписанием

7. Проверками, проведенными в Советско-Гаванском, Охотском, имени Лазо муниципальных районах края, установлены несоответствия нормативных правовых актов, определяющих цели, порядок и условия предоставления субсидий организациям на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, и соглашений (договоров), заключенных администрациями муниципальных образований края с получателями субсидий, требованиям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2016 года № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг» (далее – Требования № 887).

Кроме того, в ходе контрольного мероприятия в Советско-Гаванском муниципальном районе края установлено, что в нарушение статьи 78 и пункта 10 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрацией района заключен с федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 5 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» (далее – ФКУ «Исправительная колония № 5» УФСИН) договор от 01 января 2017 года  № 9-юр на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию со сроком действия договора до 31 декабря 2017 года с предоставлением субсидии в сумме 222,44 тыс. рублей.

Согласно информации по предоставленным бюджету Советско-Гаванского муниципального района края субвенциям из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, долг муниципального образования перед ФКУ «Исправительная колония № 5» УФСИН составил на:

01 января 2016 года – 748,99 тыс. рублей;

01 января 2017 года – 857,23 тыс. рублей.

Также, в 2017 году на территории муниципального района имени Лазо края деятельность по поставке тепловой энергии населению, проживающему в п. Обор, осуществляло федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление»). В соответствии с Порядком возмещения организациям убытков, администрацией района имени Лазо края с данным учреждением заключен договор от 01 декабря 2017 года возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, проживающему на территории муниципального района имени Лазо края, что не соответствует требованиям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В 2017 году, сумма недополученных доходов ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию составила 122,39 тыс. рублей. Согласно данным бухгалтерского учета администрацией района имени Лазо края в 2017 году убытки ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» в сумме 122,39 тыс. рублей не возмещены и числятся в составе кредиторской задолженности.

Контрольно-счетной палатой края 20 марта 2018 года с представителями Министерства, министерства финансов, министерства юстиции края проведено совещание по вопросу компенсации федеральным учреждениям, оказывающим услуги по поставке тепловой энергии, убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению. По результатам совещания предложено Министерству направить до 15 апреля 2018 года письменный запрос в Министерство финансов Российской Федерации по разъяснению порядка компенсации федеральным учреждениям, оказывающим услуги по поставке тепловой энергии, убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению.

8. В ходе контрольного мероприятия установлены проблемы, требующие нормативно-правового регулирования:

отсутствует нормативный правовой акт Правительства края, утверждающий перечень материальных средств, необходимых для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий в рамках реализации Закона края № 150;

методика распределения субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, утвержденная Законом края № 150, определяет необходимый размер субвенции по тепловой энергии на основании данных годичной давности, не учитывает возможные изменения в поставке тепловой энергии, а также данные о кредиторской и дебиторской задолженности муниципальных районов края, а также не позволяет корректировать объемы субвенций по завершению года на основании представляемых муниципальными образованиями отчетов по форме № 22- КХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы»;

разделом 4 «Контроль за использованием Субвенций» Порядка расходования субвенций не предусмотрено осуществление Министерством контроля. Кроме того, в Министерстве отсутствует порядок осуществления контроля за деятельностью органов местного самоуправления края при осуществлении ими переданных государственных полномочий по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, призванный установить процедуру проведения проверочных мероприятий деятельности органов местного самоуправления.

Результаты контрольного мероприятия рассмотрены Коллегией Контрольно-счетной палаты Хабаровского края.

Отчет по результатам контрольного мероприятия направлен Губернатору Хабаровского края, в Прокуратуру Хабаровского края, в министерство финансов Хабаровского края, в министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

         По итогам проведения контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой Хабаровского края направлены представления с предложениями:

         администрации Охотского муниципального района Хабаровского края привести Постановление от 02 февраля 2015 года № 29 «О порядке перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению» в соответствие с требованиями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и требованиями пункта 4 Требований № 887;

         администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края:

- привести Постановление от 01 июня 2017 года № 511 «Об утверждении порядка предоставления организациям, осуществляющим реализацию тепловой энергии для нужд населения, субсидий на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению» в соответствие с подпунктом 4 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и требованиями пунктов 4 и 6 Требований № 887;

- включить в соглашение о предоставлении из районного бюджета субсидии обязательное условие, при котором получатели субсидий не должны получать средства из районного бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения;

- разработать и утвердить на 2018 год план проверок получателей субсидии в соответствии с Постановлением администрации Советско-Гаванского муниципального района края № 511.

Представления Контрольно-счетной палаты Хабаровского края исполнены муниципальными районами края в полном объеме.