Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

О проблемах и перспективах развития системы государственного и муниципального финансового контроля и роли Счетной палаты Республики Саха (Якутия) в повышении эффективности бюджетных расходов Республики Саха (Якутия)

Тезисы выступления председателя Контрольно-счетной палаты Хабаровского края Кондрашова Владимира Владимировича на научно-практической конференции на тему: «О проблемах и перспективах развития системы государственного и муниципального финансового контроля и роли Счетной палаты Республики Саха (Якутия) в повышении эффективности бюджетных расходов Республики Саха (Якутия)

Г. Якутск

25 ноября 2016 г.

 

Уважаемые участники конференции

 

Прежде всего позвольте поблагодарить за приглашение принять участие в сегодняшнем мероприятии и поздравить с 5-летием образования Счетной палаты Республики Саха (Якутия) Егора Егоровича.

Развитие действенной системы государственного (муниципального) финансового контроля является одним из приоритетов государственной политики в сфере повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами.

Все необходимые элементы системы государственного финансового контроля в Российской Федерации, сочетающей как соответствующие структуры исполнительной власти, так и органы парламентского финансового контроля, были сформированы задолго до Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». И в биографии нашего Президента Владимира Владимировича Путина был такой эпизод, когда он возглавлял Главное контрольное управление при Президенте Российской Федерации, значительная часть деятельности которого сосредоточена в области финансового контроля.

Но старт реформе системы государственного (муниципального) финансового контроля был дан в 2011 году со вступлением в силу Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в соответствии с которым были образованы большинство контрольно-счетных органов субъектового и муниципального уровней, отметившие в этом году свое 5-летие.

Динамичное развитие правовой базы государственного (муниципального) финансового контроля продолжается.

Это, прежде всего, изменения в Бюджетный и Административный кодексы Российской Федерации в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, Федеральные законы о Счётной палате Российской Федерации, о контрактной системе.

 

С 2014 года взаимодействие контрольно-счетных органов Российской Федерации в целом и Дальневосточного федерального округа в частности осуществляется на качественно новом уровне в рамках Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации и направлено на дальнейшее совершенствование системы внешнего государственного финансового контроля.

 

О важности взаимопрозрачности и взаимодополняемости соответствующих контрольных структур исполнительной власти и органов парламентского финансового контроля говорил Владимир Владимирович Путин еще в 2002 году на V конгрессе Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОРАИ).

Но и на сегодняшний день эти слова не потеряли своей актуальности.

Стремясь разграничить сферы контроля между органами внутреннего и внешнего государственного финансового контроля законодателю все же не удалось абсолютно избежать дублирования полномочий.

К такому выводу пришла Контрольно-счетная палата Хабаровского края по результатам анализа реализации бюджетных полномочий контрольно-счетных органов по подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, проведенного в рамках работы Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации.

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит – предмет контроля как органов внешнего государственного (муниципального) контроля, так и органов внутреннего государственного (муниципального) контроля. При этом бюджетным полномочием одних является подготовка предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля/аудита, а других – проведение анализа его осуществления.

Хотя логично предположить, что подготовить предложения возможно только по результатам проведенного анализа, а анализ провести только на основании актуальной и достоверной информации, добытой в результате проведенных проверок, мониторинга, обследования.

Таким образом, отмечается частичное дублирование полномочий органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

7 ноября прошлого года вступил в силу Федеральный закон № 291-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», в соответствие с которым дела об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами контрольно-счетных органов рассматриваются судьями, а не руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Введение данной нормы позволило значительно сократить количество прекращенных административных производств по отношению к количеству возбужденных дел, что и показал недавно проведенный Контрольно-счетной палатой Хабаровского края анализ по ДФО в рамках работы отделения Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.

 

Федеральный закон 3 июля 2016 года N 318-ФЗ «О внесении изменений Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предоставил право должностным лицам контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации составлять административные протоколы  за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок и по отдельному составу за нарушение порядка заключения, изменения контракта.

Вместе с тем, контрольно-счетные органы не наделены контрольными полномочиями в сфере закупок, а осуществляют аудит в сфере закупок.

В данном случае также создаются условия для дублирования полномочий органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля с органами, осуществляющими контроль в сфере закупок.

Законопроект, уточняющий нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющих компетенцию должностных лиц контрольно-счетных органов по составлению протоколов по отдельным нарушениям в сфере закупок в настоящее время находится на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Один из способов исключения дублирования контрольных полномочий является координация планов контрольной деятельности органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Контрольно-счетная палата Хабаровского края и министерство финансов края, являющееся органом внутреннего государственного финансового контроля, обмениваются планами работы в целях исключения дублирования проверок. Для этой цели еще в 2012 году нами было заключено соглашение о взаимодействии.

Хочу отметить такой момент, в субъектах ДФО, к сожалению, немалое количество дотационных муниципальных образований, в отношении которых принимаются дополнительные меры, определенные Бюджетным кодексом. И общая задача органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля вывести эти муниципальные образования из депрессивного состояния.

Но в настоящее время структура нормы, изложенной в пункте 3 части 4 статьи 136 Бюджетного кодекса, не позволяет проводить проверку отчета об исполнении местного бюджета и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и органами государственного финансового контроля, являющимися органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Также в бюджетном законодательстве отсутствует определение понятию «проверка отчета об исполнении местного бюджета». В этой связи нет общего подхода к методике осуществления этой проверки.

Данному вопросу Отделение Совета контрольно-счетных органов в Дальневосточном федеральном округе в следующем году посвятит отдельное мероприятие.

И еще немного по вопросу проверок отчетов об исполнении местных бюджетов. В части 1 статьи 9 Закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» содержится отсылочная норма о предоставлении контрольно-счетному органу субъекта Российской Федерации права проверять местный бюджет в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ статьей 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации было установлено право контрольного орган, созданного законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации проводить проверки местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.

В настоящее время такая норма отсутствует. Полагаю необходимым отсылочную норму, содержащуюся в Федеральном законе № 6-ФЗ, заменить прямой о проведении проверки местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации по аналогии с законом о Счетной палате России.

 

В стратегии деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2013 - 2019 годы отмечено, что действенный независимый контроль - абсолютная норма современного демократического общества, которая лежит в основе всей нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность большинства ВОФК стран мира.

Создание системы органов внешнего муниципального финансового контроля на территории Российской Федерации является предметом особого внимания Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации. Ежеквартально проводится мониторинг создания системы внешнего муниципального финансового контроля в субъектах Российской Федерации. Объединения контрольно-счетных органов созданы во всех субъектах Дальневосточного федерального округа. Они успешно реализуют свои основные задачи: содействие внедрению единой системы контроля за исполнением бюджета, за законностью и результативностью использования бюджетных средств; оказание членам объединений организационной, правовой, методической, информационной и иной помощи.

 

В декабре 2015 г. в ходе ежегодного Послания Президента Федеральному Собранию глава государства отметил, что финансовая устойчивость и независимость страны абсолютно связаны между собой.

 

В декабре будут разрабатываться планы работы контрольных органов, подготовка к этому уже идет, определяется приоритетность предметов и объектов контроля, чьи виды деятельности содержат повышенный уровень вероятности финансовых нарушений и коррупционных рисков. Исходя из многогранности и многоплановости полномочий контрольно-счетных органов задача устранить не только нарушения, но и саму возможность их допущения. Цель – предотвратить потери бюджетов

 

Спасибо за внимание.