Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Информация по результатам параллельного контрольного мероприятия «Проверка формирования государственного долга Хабаровского края в 2017 – 2019 годах»

В соответствии с пунктом 2.5.1 плана работы Контрольно-счетной палаты Хабаровского края на 2020 год проведено параллельное контрольное мероприятие «Проверка формирования государственного долга Хабаровского края в 2017 – 2019 годах» в министерстве финансов Хабаровского края (далее также – край).

Анализ нормативной правовой базы, регламентирующей формирование и управление государственным долгом Хабаровского края в проверяемом периоде, показал, что в Хабаровском крае разработаны и утверждены нормативные правовые документы, обеспечивающие регулирование осуществления государственных заимствований, предоставления государственных гарантий и других вопросов управления государственным долгом с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, а также приказов Министерства финансов Российской Федерации. Министерством финансов края принимаются меры по оптимизации расходов краевого бюджета, увеличению налоговых и неналоговых доходов, сокращению дефицита краевого бюджета.

Но вместе с тем на протяжении всего проверяемого периода государственный долг Хабаровского края увеличивается. По сравнению с началом проверяемого периода на 01 января 2020 года государственный долг края увеличился на 15,84 млрд. рублей (или на 43,9 %) и составил 51,93 млрд. рублей.

Основная доля в общем объеме государственного долга края приходится на кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, которая в течение всего проверяемого периода характеризуется динамикой увеличения от 60,5 % до 73,9 процента. Основным кредитором является ПАО «Сбербанк России» с долей привлечения кредитных средств в 2017, 2018 и 2019 годах в общем объеме коммерческих кредитов в размере 67,3 %, 92,4 % и 80,0  процентов соответственно.

Доля долга по бюджетным кредитам в общем объеме государственного долга края характеризуется противоположной динамикой. По сравнению с началом года (39,3 %) на 1 января 2020 года она сократилась до 18,1 процента.

В 2018 году Правительством края осуществлена эмиссия государственных ценных бумаг края (облигаций Хабаровского края), доля которых в общем объеме государственного долга края на 01 января 2019 года составила 8,3 % и по состоянию на 01 января 2020 года снизилась на 0,5 процента.

Доля государственных гарантий края в общем объеме государственного долга края находится в интервале значений от 0,1 % до 0,2 процента. В проверяемом периоде Хабаровским краем выдано две гарантии (ООО «СамСтрой» и КГУП «Хабаровские авиалинии»).

Сложившийся объем государственного долга края в 2017-2019 годах явился следствием использования инструмента государственных заимствований как источника финансирования дефицита бюджета края, что обусловлено в том числе выпадающими доходами краевого бюджета, а также необходимостью осуществления дополнительных расходов краевого бюджета на исполнение решений, принятых на федеральном уровне, и социально значимых обязательств перед жителями края, принятых краевыми органами власти.

Из общего объема привлекаемых кредитных средств кредитных организаций в среднем за проверяемый период 70,0 % направлено на погашение долговых обязательств по привлеченным ранее бюджетным кредитам и кредитам от кредитных организаций, 30 % - на частичное финансирование дефицита бюджета края.

Анализ структуры расходов на обслуживание государственного долга края показал, что в течение 2017 – 2019 годов наибольший удельный вес в общем объеме расходов приходится на выплаты процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, доля которых в проверяемом периоде составляла соответственно 98,7 %, 99,1 % и 88,1 процента.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1531 «О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам» 25 декабря 2017 года министерством финансов края с Министерством финансов Российской Федерации заключены дополнительные соглашения к соглашениям о предоставлении кредита по реструктуризации задолженности края по бюджетным кредитам.

В проверяемом периоде краем были нарушены условия дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету края из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета края, выразившиеся в невыполнении принятых обязательств, а именно: по состоянию на 01 января 2018, 2019 и 2020 годов: превышены предельные значения показателей доли общего объема государственного долга края, включая доли задолженности по рыночным обязательствам (ценным бумагам края и кредитам, полученным от кредитных организаций); а также превышены предельные значения показателей дефицита краевого бюджета по состоянию на 01 января 2019 года.

В связи с указанными нарушениями по состоянию на 01 января 2018 года министерством финансов края в 2018 году произведен досрочный возврат бюджетных кредитов в федеральный бюджет на общую сумму 2,25 млрд. рублей.

В проверяемом периоде краем привлечено кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) по договорам, заключенным с Управлением Федерального казначейства по Хабаровскому краю, на общую сумму 40,02 млрд. рублей; выплачено процентов за пользование кредитами на общую сумму 8,25 млрд. рублей. В результате замещения рыночных долговых обязательств края (кредитов кредитных организаций) бюджетными кредитами из федерального бюджета на пополнение остатков средств в проверяемом периоде экономия расходов на обслуживание государственного долга края за 2017-2019 годы составляет 1,13 млрд. рублей.

В целях минимизации расходов на обслуживание государственного долга министерством финансов края применялся механизм привлечения в бюджет временно свободных остатков средств государственных бюджетных и автономных учреждений края, которые использовались в качестве источника покрытия временного кассового разрыва бюджета края. Экономия расходов краевого бюджета в результате использования остатков средств бюджетных и автономных учреждений в проверяемом периоде составила 0,47 млрд. рублей.

В соответствии с оценкой долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством Российской Федерации с использованием показателей, предусмотренных статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции от 02.08.2019), на основе фактических данных по итогам 2018 года и плановых бюджетных показателей 2019 года по данным законов о бюджетах субъектов Российской Федерации в редакции по состоянию на 1 августа 2019 года, Хабаровский край отнесен к группе субъектов Российской Федерации со средним уровнем долговой устойчивости.

Результаты контрольного мероприятия рассмотрены на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты края.

Отчет по результатам параллельного контрольного мероприятия направлен Губернатору Хабаровского края и в Счетную палату Российской Федерации.