Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Информация о результатах контрольного мероприятия «Мониторинг осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских организаций»

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Хабаровского края на 2020 год проведено параллельное со Счетной Палатой Российской Федерации контрольное мероприятие «Мониторинг осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией».

Объектами контроля являлись министерство здравоохранения Хабаровского края (далее – край), краевые государственные бюджетные учреждения здравоохранения, подведомственные министерству здравоохранения края (далее – КГБУЗ): «Городская клиническая больница № 10», «Городская клиническая больница № 11», «Городская больница № 2», «Районная больница района имени Лазо», «Станция скорой медицинской помощи г. Хабаровска», «Станция скорой помощи г. Комсомольска-на-Амуре».

Проверяемый период – 8 месяцев 2020 года.

На основании распоряжений Правительства Российской Федерации в апреле – августе 2020 года Хабаровскому краю распределены иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета на осуществление выплат стимулирующего характера в соответствии с Правилами предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования выплат стимулирующего характера в общем объеме 1 391,19 млн. рублей, в том числе:

за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415 (далее – Правила, установленные Постановлением № 415; Постановление № 415), – 566,77 млн. рублей;

за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 (далее – Правила, установленные Постановлением № 484; Постановление № 484), – 824 423,70 тыс. рублей.

Постановлением Правительства края от 24 апреля 2020 года № 172-пр (далее – Постановление № 172-пр) за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам учреждений, подведомственных министерству здравоохранения края (далее – учреждения), участвующим в мероприятиях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, дополнительно определены категории медицинских и иных работников, получающих выплаты стимулирующего характера за счет средств краевого бюджета из резервного фонда Правительства края, выплаты которым за счет средств федерального бюджета не предусмотрены.

На основании распоряжений Правительства края в проверяемом периоде на осуществление выплат стимулирующего характера работникам учреждений в соответствии с Постановлением № 172-пр из резервного фонда Правительства края выделено 426,35 млн. рублей.

Постановлением № 172-пр установлен порядок осуществления выплат стимулирующего характера, учитывающий требования Правил, установленных Постановлениями № 415 и № 484, осуществляемым за счет средств федерального бюджета, а также установлен порядок осуществления выплат стимулирующего характера за счет средств краевого бюджета.

Вместе с тем выявлено несоответствие положения, закрепленного в пункте 5 Постановления № 172-пр, регулирующего установление требований к локальному нормативному акту учреждений, положениям Правил, установленных Постановлением № 484, а также положениям пункта 3 Постановления № 172-пр, в части отсутствия в устанавливаемом перечне должностей работников подразделений, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера, перечня должностей иных (немедицинских) работников.

Кроме того, указание в подпункте 2 пункта 5 Постановления № 172-пр периода работы «за фактически отработанное время» вступает в противоречие с требованиями Правил, установленных Постановлением № 484, а также подпунктами 5 и 7 пункта 3 Постановления № 172-пр, согласно которым выплаты стимулирующего характера осуществляются в полном объеме независимо от количества отработанных смен и/или часов за риск работы с больными с новой коронавирусной инфекцией.

В целом по результатам контрольного мероприятия установлено, что расчет объема финансовых ресурсов на осуществление выплат стимулирующего характера министерством здравоохранения края произведен на основе сведений, представленных учреждениями, с учетом численности работников учреждений, реализующих мероприятия по оказанию медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.

Проверкой соблюдения министерством здравоохранения края порядка представления учреждениям бюджетного финансирования на реализацию мероприятий, связанных с осуществлением выплат стимулирующего характера, нарушений не установлено. Вместе с тем результаты проверки показали, что согласование локальных нормативных актов учреждений министерством здравоохранения края обеспечено в июне - августе 2020 года, в результате чего в проверяемый период многие учреждения осуществляли выплаты в отсутствие согласованного с министерством здравоохранения края локального нормативного акта.

Уровень кассового исполнения расходов на выплаты стимулирующего характера министерства здравоохранения края и подведомственных учреждений в целом соответствует потребности в финансировании мероприятий по осуществлению выплат стимулирующего характера. Использование средств федерального бюджета по состоянию на 01 сентября 2020 года составляет более 95 процентов. Вместе с тем расходы на выплаты стимулирующего характера за счет средств краевого бюджета исполнены министерством здравоохранения края на 68,9 % от объема бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью краевого бюджета.

В целом результаты контрольного мероприятия показали, что министерством здравоохранения края определены процедуры и методы контроля за деятельностью подведомственных учреждений по вопросам осуществления выплат стимулирующего характера.

Вместе с тем выявленные в ходе контрольного мероприятия факты нарушений порядка и условий оплаты труда работников учреждений свидетельствуют о том, что применяемые методы контроля не позволяют быстро производить обработку и анализ данных о начисленных выплатах стимулирующего характера работникам учреждений, предоставляемых учреждениями в составе ежемесячных отчетов о начислении выплат стимулирующего характера.

В ходе проведенной в министерстве здравоохранения края выборочной проверки отчетов о начислении выплат стимулирующего характера учреждений, подведомственных министерству здравоохранения, не являющихся объектами контрольного мероприятия (КГБУЗ «Городская поликлиника №7», КГБУЗ «Солнечная районная больница», КГБУЗ «Троицкая центральная районная больница»), выявлено, что в результате неправильного применения для расчета начисления выплат стимулирующего характера размеров выплат общий размер неначисленных и невыплаченных стимулирующих выплат 24 работникам указанных учреждений составил 121,24 тыс. рублей. При этом 24 работникам выплаты стимулирующего характера выплачены в завышенном на 189,22 тыс. рублей размере, а также произведены расходы на оплату начислений на оплату труда работников в завышенном на 57,15 тыс. рублей размере.

По результатам камеральных проверок, проведенных в 6 учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения края, с долей общего объема предоставленных им средств на выплаты стимулирующего характера по Постановлениям № 415, № 484 и № 172-пр (пункт 3) в размере 73,28 %, 82,55 % и 54,17 % соответственно, установлены следующие нарушения.

1. КГБУЗ «Городская клиническая больница № 10» в нарушение требований Правил, установленных Постановлениями № 415 и № 484, произведены избыточные расходы в размере 2 845,86 тыс. рублей (в том числе: выплаты работникам – 2 185,76 тыс. рублей, начисления на оплату труда – 660,10 тыс. рублей), в том числе:

-  в размере 1 554,28 тыс. рублей (в том числе: выплаты работникам – 1 193,76 тыс. рублей, начисления на оплату труда – 360,52 тыс. рублей) в нарушение требований Правил, установленных Постановлением № 415, в связи с тем, что выплаты стимулирующего характера произведены работникам не за фактически отработанное время с больными, зараженными COVID-19, а за полный месяц работы в апреле и в мае 2020 года. В целях устранения данного нарушения учреждением до начала проведения контрольного мероприятия на объекте проверки указанные расходы в полном объеме отнесены на затраты за счет средств фонда обязательного медицинского страхования;

-  в размере 1 291,58 тыс. рублей (в том числе: выплаты работникам – 992,00 тыс. рублей, начисления на оплату труда – 299,58 тыс. рублей) в нарушение требований Правил, установленных Постановлением № 484, произведены выплаты работникам учреждения, занимающим должности врачей и младшего медицинского персонала патологоанатомического отделения, выплаты которым Правилами, установленными Постановлением № 484, не предусмотрены. В целях устранения данного нарушения учреждением до начала проведения контрольного мероприятия на объекте проверки указанные расходы в полном объеме отнесены на затраты за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в рамках проведения работ по патологической анатомии (средства краевого бюджета).

2. КГБУЗ «Городская больница № 2» не доначислены и не выплачены стимулирующие выплаты 10 работникам учреждения в общем размере 325,87 тыс. рублей. При этом выплаты стимулирующего характера 5 работникам учреждения осуществлены в завышенном на 344,93 тыс. рублей размере, а также произведены расходы на оплату начислений на оплату труда в завышенном на 104,17 тыс. рублей размере.

3. КГБУЗ «Городская клиническая больница № 11» не доначислены и не выплачены стимулирующие выплаты 6 работникам учреждения в общем размере 199,26 тыс. рублей. При этом выплаты стимулирующего характера 13 работникам учреждения выплачены в завышенном на 138,54 тыс. рублей размере, а также произведены расходы на оплату начислений на оплату труда в завышенном на 41,9 тыс. рублей в размере.

4. КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо»:

- не доначислены и не выплачены стимулирующие выплаты в 10 работникам учреждения  в общем размере 240,80 тыс. рублей. При этом выплаты стимулирующего характера 7 работникам учреждения выплачены в завышенном на 10,50 тыс. рублей размере, а также произведены расходы на оплату начислений на оплату труда в завышенном на 3,17 тыс. рублей размере;

- в нарушение обязательств, установленных соглашением о предоставлении субсидии из краевого бюджета на иные цели, допущено нецелевое расходование средств, полученных из краевого бюджета в виде субсидии на иные цели (в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), в общем объеме 2 002,24 тыс. рублей (в том числе: выплаты работникам – 1 537,82 тыс. рублей, начисления на оплату труда – 464,42 тыс. рублей) вследствие осуществления расходов, направленных на выплаты стимулирующего характера работникам учреждения, выплаты которым в соответствии с пунктом 3 Постановления № 172-пр и локальным нормативным актом учреждения об осуществлении выплат стимулирующего характера не предусмотрены;

- в нарушение требований Правил, установленных Постановлением № 415, произведены расходы, связанные с осуществлением выплат стимулирующего характера медицинским работникам учреждения, оказывающим медицинскую помощь в стационарных отделениях гражданам до подтверждения их заболевания новой коронавирусной инфекцией лабораторными исследованиями, в общем объеме 1 886,83 тыс. рублей (в том числе: выплаты работникам – 1 449,16 тыс. рублей, начисления на оплату труда – 437,65 тыс. рублей). В целях устранения данного нарушения учреждением до начала проведения контрольного мероприятия на объекте проверки указанные расходы в полном объеме отнесены на расходы за счет средств краевого бюджета по пункту 3 Постановления № 172-пр, что также является нарушением требований указанного пункта Постановления № 172-пр.

Вместе с тем в ходе контрольного мероприятия установлено, что в соответствии с решением Суда района имени Лазо края от 11 сентября 2020 года по гражданскому делу № 2-498/2020 УИД № 27RS0021-01-2020-001013-89 по иску прокурора района имени Лазо признано право на получение выплат стимулирующего характера медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях пациентам, у которых в последствии подтвержден диагноз COVID-19, за период работы с такими пациентами до подтверждения их заболевания лабораторными исследованиями, на основании Правил, установленных Постановлением № 484, за апрель 2020 года.

По состоянию на момент окончания контрольного мероприятия в КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо» указанное решение Суда района имени Лазо в законную силу не вступило.

Таким образом, в случае вступления указанного решения Суда района имени Лазо в законную силу у работников, поименованных в решении суда, возникнет право на получение выплат стимулирующего характера в соответствии с Правилами, установленными Постановлением № 415.

Данный факт свидетельствует о существовании спорной ситуации, связанной с ограничением права отдельных категорий медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь гражданам, которые фактически имели заболевание новой коронавирусной инфекции, на выплаты стимулирующего характера за счет средств федерального бюджета за период работы с такими гражданами с момента поступления их в учреждение до подтверждения их заболевания лабораторными исследованиями.

Результаты контрольного мероприятия рассмотрены на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты края.

Информация о результатах контрольного мероприятия направлена временно исполняющему обязанности Губернатора края, в Счетную Палату Российской Федерации и в прокуратуру края.

В соответствии с решением Коллегии Контрольно-счетной палаты края руководителям КГБУЗ «Городская Клиническая больница № 11», «Городская больница № 2», «Районная больница района имени Лазо» направлены представления для рассмотрения и принятия мер по устранению нарушений, выявленных в ходе проведенного контрольного мероприятия.

По фактам нецелевого расходования средств в отношении КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо» готовятся документы для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.