Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Информация о результатах контрольного мероприятия на предмет использования средств краевого бюджета, предоставленных на исполнение переданных государственных полномочий по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Хабаровского края (далее – край) на 2020 год проведено контрольное мероприятие на предмет законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета, предоставленных в виде субвенций на исполнение переданных государственных полномочий по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, предоставленных бюджетам Охотского, Амурского, Комсомольского, Хабаровского, Ульчского муниципальных районов края, в 2019 году.

Уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий является министерство жилищно-коммунального хозяйства края.

В соответствии со статьей 1 Закона края от 23 апреля 2014 года № 356 «О компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги» (далее – Закон края № 356) компенсация части расходов граждан на оплату коммунальных услуг предоставляется в случае, если рост вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в соответствующем месяце года относительно вносимой гражданами платы за коммунальные услуги за декабрь предыдущего календарного года превысил установленный Губернатором края предельный (максимальный) индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, при соблюдении условий, установленных Правительством края.

В соответствии со статьей 2 Закона края № 356 компенсация предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований края на основании Закона края от 23 апреля 2014 года № 357 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги» (далее – Закон края № 357).

В соответствии со статьей 1 Закона края № 357 органы местного самоуправления края наделены государственными полномочиями края по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги (далее – государственные полномочия).

В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года      № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 5 Закона края № 357 финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из краевого бюджета.

В нарушение требований статьи 6 Закона края № 357 Правительством края, в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства края, уполномоченного органа исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, не установлен перечень материальных средств, необходимых для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий.

В ходе контрольного мероприятия перечень материальных средств, необходимых для осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований края отдельных государственных полномочий края, утвержден распоряжением Правительства края от 24 августа 2020 года № 867-пр «О материальных средствах, необходимых для осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края отдельных государственных полномочий Хабаровского края».

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 Закона края № 357 органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны определить органы и должностных лиц органов местного самоуправления, специально уполномоченных осуществлять деятельность по осуществлению государственных полномочий.

Проверкой исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий установлено, что в нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 3 Закона края № 357 органами местного самоуправления Амурского района не определены орган и должностное лицо органа местного самоуправления, специально уполномоченные на осуществление деятельности по осуществлению государственных полномочий.

В соответствии со статьей 2 Закона края № 356 порядок предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги (далее – компенсация), а также расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на указанные цели, утвержден постановлением Правительства края от 06 июня 2014 года № 176-пр «О реализации краевого законодательства по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги» (далее – Порядок предоставления компенсации № 176-пр).

В нарушение требований пункта 4.1 Порядка предоставления компенсации № 176-пр органами местного самоуправления Амурского, Охотского, Ульчского, Хабаровского районов не определен порядок предоставления исполнителями коммунальных услуг информации о размерах начисленной платы гражданам за коммунальные услуги.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что ввиду отсутствия в Охотском районе порядка предоставления исполнителями коммунальных услуг информации о размерах начисленной платы гражданам за коммунальные услуги, информация о размерах начисленной платы гражданам за коммунальные услуги исполнителями коммунальных услуг в 2019 году в администрацию Охотского района не предоставлена.

В результате, при росте тарифов для населения в 2019 году по отоплению (теплоснабжению, в том числе поставкам твердого топлива при наличии печного отопления), электроснабжению, холодному водоснабжению сверх предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденных постановлением Губернатора от 4 декабря 2018 года № 83, администрацией Охотского района в нарушение статьи 3 Закона края № 357 не предоставлены исполнителям коммунальных услуг бюджетные средства в целях компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.

Указанные обстоятельства могут свидетельствовать о не предоставлении исполнителями коммунальных услуг Охотского района компенсации гражданам Охотского района расходов на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.

Таким образом, государственные полномочия по предоставлению компенсации расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, осуществлялись администрацией Охотского района в 2019 году ненадлежащим образом.

В ходе проведения контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой края совместно с должностными лицами комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации Охотского района произведен расчет компенсации расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, на основании квитанций, выставленных в 2019 году муниципальным служащим администрации Охотского района, проживающим в многоквартирных, жилых домах р.п. Охотск, по следующим адресам:

ул. Луначарского д. 17, кв. 9 (расчетный размер компенсации за 2019 год составил 1,19 рубля);

ул. Белолипского д. 6, кв. 2 (расчетный размер компенсации за 2019 год составил 1,31 рубля);

Комарова д. 41 (расчетный размер компенсации за 2019 год составил 160,40 рубля).

Согласно данному расчету компенсация по вышеуказанным адресам в 2019 году составила 162,90 рубля.

Вместе с тем, фактически компенсация расходов на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги,  гражданам по указанным адресам не предоставлена, о чем свидетельствует отсутствие информации о предоставленной компенсации в квитанциях на оплату коммунальных услуг.

Таким образом, министерством жилищно-коммунального хозяйства края, администрацией Охотского района, исполнителями коммунальных услуг Охотского района в нарушение статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации допущено повышение размера вносимой гражданами Охотского района платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденных Губернатором края на 2019 год.

В ходе контрольного мероприятия проведен анализ полноты охвата многоквартирных домов расчетами компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, по результатам установлено:

в Амурском районе из 26 823 лицевых счетов, по которым необходимо осуществлять расчет компенсации расходов граждан, администрацией Амурского района в 2019 году расчет осуществлен по всем лицевым счетам, что составило 100 процентов;

в Комсомольском районе – из 8 788 жилых помещений расчет осуществлен администрацией Комсомольского района по 3 299 жилым помещениям (37,5%);

в Ульчском районе – из 1 640 жилых помещений расчет осуществлен администрацией Ульчского района по 1 640 жилым помещениям (100%);

в Хабаровском районе находится 26 866 жилых помещений, которым открыто 70 509 лицевых счетов у исполнителей коммунальных услуг. При этом на одно жилое помещение приходится от 1 до 6 лицевых счетов у исполнителей коммунальных услуг. Информация в администрации Хабаровского района о количестве жилых помещений на территории Хабаровского района, по которым должен осуществляться расчет, отсутствует и в ходе контрольного мероприятия не представлена. В результате, администрацией Хабаровского района не осуществлен в полном объеме охват жилых помещений расчетами компенсации.

Одной из причин низкого охвата жилых помещений расчетами компенсации явилось отсутствие программного комплекса по расчету суммы компенсации. В ходе контрольного мероприятия установлено, что расчет компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, осуществлен специалистами Амурского, Комсомольского, Ульчского, Хабаровского районов вручную с помощью программного комплекса Microsoft Excel на основании данных, представленных исполнителями коммунальных услуг.

Ввод данных вручную не исключает ошибок, в том числе счетных, при расчете сумм компенсации. Так, в ходе контрольного мероприятия установлено, что специалистом администрации Хабаровского района, специально уполномоченного на осуществление деятельности по осуществлению государственных полномочий, при расчете сумм компенсаций допущены счетные ошибки, в результате чего недоплата суммы компенсации по одному жилому помещению составила 3,30 тыс. рублей.

Также при переводе начислений за коммунальные услуги в расчетном периоде (июль – октябрь 2019 года) к базовому периоду (январь 2019 года) администрацией Комсомольского района неправильно применен предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по сельскому поселению «Село Хурба», утвержденный постановлением Губернатора края от 4 декабря 2018 года № 83.

Так, с 1 июля 2019 года применяется предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в размере 2,4 процента. Специалистом администрации Комсомольского района, специально уполномоченного на осуществление деятельности по осуществлению государственных полномочий, применен предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в размере 1,7 процента.

В результате, сумма переплаты по компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, за период с июля по сентябрь 2019 года составила 17,35 тыс. рублей.

В ходе контрольного мероприятия ООО «ШелТэк» по письму администрации Комсомольского района средства в сумме 17,35 тыс. рублей возвращены в краевой бюджет.

Администрацией Хабаровского района в 2019 году по пяти проверенным адресам предоставлены субсидии исполнителям коммунальных услуг без учета суммы компенсации гражданам, а именно:

излишне предоставлены исполнителям коммунальных услуг средства в сумме 3,6 тыс. рублей (переплата);

не предоставлено средств в сумме 3,3 тыс. рублей (недоплата).

При этом в администрации Хабаровского района отсутствует информация о суммах фактически предоставленных компенсаций гражданам.

По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой края предложено Врио Губернатора, Председателя Правительства края поручить министерству информационных технологий и связи края совместно с министерством жилищно-коммунального хозяйства края рассмотреть вопрос о разработке и внедрении в муниципальные образования края единого программного комплекса по расчету компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.

В нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона от 22 ноября 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 4 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений», администрациями Амурского, Ульчского, Хабаровского районов не обеспечено формирование полной и достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, а именно допущены искажения показателей бюджетной отчетности за 2019 год в части реализации Закона края № 357.

В результате годовая бюджетная отчетность администраций Амурского, Ульчского, Хабаровского районов за 2019 год не дает полную и достоверную информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату по переданным полномочиям в части реализации Закона края № 357.

         В ходе контрольного мероприятия в соответствии со статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности         должностное лицо администрации Хабаровского муниципального района привлечено к административной ответственности.

         В соответствии с решением Коллегии Контрольно-счетной палаты края от 14 декабря 2020 года в Охотский, Амурский, Комсомольский, Хабаровский и Ульчский районы направлены представления для устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольного мероприятия на предмет законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета, предоставленных в виде субвенций на исполнение переданных государственных полномочий по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, предоставленных бюджетам Охотского, Амурского, Комсомольского, Хабаровского, Ульчского муниципальных районов края, в 2019 году.