Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Информация о результатах контрольного мероприятия на предмет использования средств краевого бюджета, выделенных на компенсационные выплаты медицинским работникам в рамках подпрограммы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»

В соответствии с пунктом 2.2.4 плана работы Контрольно-счетной палаты Хабаровского края (далее – край) на 2020 год в министерстве здравоохранения края (далее – Министерство) проведена проверка использования средств краевого бюджета, выделенных на софинансирование расходов по финансовому обеспечению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, в рамках подпрограммы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Хабаровского края «Развитие здравоохранения Хабаровского края» в 2019 году (далее – Мероприятие).

На реализацию Мероприятия предусмотрено 45,00 млн. рублей, в том числе: за счет средств краевого бюджета – 18,00 млн. рублей, за счет средств субсидии из федерального бюджета – 27,00 млн. рублей.

Предоставление компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (далее – медицинские работники) в проверяемом периоде регулировалось:

правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (далее – Правила предоставления субсидий из федерального бюджета), являющимися Приложением № 8 к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640 (в редакции от 24.01.2019), которые устанавливают цели, порядок и условия их предоставления и распределения;

порядком предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (далее – Порядок), утвержденным Постановлением Правительства края от 13 апреля 2018 года № 129-пр.

В соответствии с Порядком распоряжением Министерства от 23.05.2019 № 543-р утвержден Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2019 год (далее также – Программный реестр должностей на 2019 год; распоряжение Министерства № 543-р), в который (с  учетом 6 изменений, внесенных в течение 2019 года) включено 56 вакантных должностей медицинских работников.

Общий объем кассовых расходов Министерства на предоставление компенсационных выплат медицинским работникам в 2019 году составил 44 034,48 тыс. рублей с учетом возврата медицинским работником (врачом), расторгнувшим в 2019 году с учреждением здравоохранения края трудовой договор.

Средства направлены на единовременные компенсационные выплаты (далее – ЕКВ) 56 медицинским работникам, заключившим в 2019 году с краевыми государственными учреждениями здравоохранения, подведомственными Министерству, трудовые договоры на выполнение работы по должностям, включенным в Программный реестр должностей на 2019 год.

По результатам проведения контрольного мероприятия установлено следующее.

1. Программный реестр должностей на 2019 год в основном формируется Министерством по факту заключения краевыми государственными учреждениями здравоохранения, подведомственными Министерству (далее – КГБУЗ), в текущем финансовом году трудовых договоров и не отражает полную потребность учреждений в медицинских работниках на текущий финансовый год.

2. В 2019 году из 56 трудовых договоров 38 договоров на общую сумму 29 000,00 тыс. рублей (67,9% от всех заключенных договоров), в том числе: заключенных с 20 врачами и с 18 фельдшерами, были заключены ранее внесения вакантных должностей в Программный реестр должностей на 2019 год, что свидетельствует о нарушении Министерством пункта 5 Порядка, согласно которому одним из условий предоставления ЕКВ является заключение с медицинским работником трудового договора, предусматривающего работу на должности, включенной в Программный реестр должностей на очередной финансовый год.

3. По результатам контрольного мероприятия установлено, что отдельные медицинские работники (всего 11 человек), получившие в 2019 году выплаты ЕКВ:

не прибывали (не переезжали) на работу в КГБУЗ, а продолжали работать в этом же КГБУЗ, заключив трудовой договор на выполнение работы по новой должности (4 человека) на общую сумму 2 000,00 тыс. рублей;

прибывали (переезжали) на работу в КГБУЗ, находящиеся в сельских населенных пунктах, либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городах с населением до 50 тыс. человек, расположенных на территории одних муниципальных районов края, из других КГБУЗ (расторгая трудовой договор по своей инициативе), расположенных в сельских населенных пунктах, либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городах с населением до 50 тыс. человек других муниципальных районов края, в том числе граничащих между собой, (7 человек) на общую сумму 6 000,00 тыс. рублей.

Следовательно, такие медицинские работники не могут претендовать на ЕКВ, поскольку компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из городов и в связи с этим компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.

При этом необходимо отметить, что ни Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета, ни Порядком (в том числе в действующей редакции) не определено, какие медицинские работники являются прибывшим (переехавшим) на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тыс. человек.

Предоставление выплаты ЕКВ таким медицинским работникам не способствует достижению заданного результата реализации Подпрограммы, целью которой является совершенствование и перспективное развитие обеспеченности краевой системы здравоохранения медицинскими кадрами, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также кадрового дисбаланса. В связи с чем, по мнению Контрольно-счетной палаты края, расходы в общем объеме 8 000,00 тыс. рублей с позиции статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются неэффективным использованием бюджетных средств.

Кроме того, Порядок (в том числе в действующей редакции) имеет следующие недостатки:

- Порядком не предусмотрено предоставление в составе документов, установленных пунктом 5 Порядка, документов, подтверждающих факт прибытия (переезда) медицинского работника на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тыс. человек;

- Порядком не предусмотрено ограничение права претендовать на выплату ЕКВ при перемещении медицинских работников из одного КГБУЗ в другое, что, в свою очередь, не способствует реализации цели Подпрограммы, в том числе не решает вопрос привлечения кадров в сельскую местность и не способствует сокращению дефицита врачей в сельских населенных пунктах.

4. По результатам контрольного мероприятия установлено, что по состоянию на 01 декабря 2020 года задолженность медицинских работников перед Министерством по возврату полученных в 2019 году ЕКВ, в связи с расторжением ими трудовых договоров, составляет 1 650,34 тыс. рублей.

Министерством приняты необходимые меры по взысканию задолженности в судебном порядке.

5. В 2019 году Министерством достигнуты показатели реализации Подпрограммы и показатели результативности использования субсидии из федерального бюджета на осуществление ЕКВ, предоставленной Министерством здравоохранения Российской Федерации на основании соглашения о предоставлении из федерального бюджета бюджету Хабаровского края субсидии на осуществление ЕКВ.

Вместе с тем, по мнению Контрольно-счетной палаты края, показатель реализации мероприятия по социальной поддержке медицинских работников Подпрограммы не в полной мере отражает результативность его реализации в увязке с целью Подпрограммы по поэтапному устранению дефицита медицинских кадров.

Результаты контрольного мероприятия рассмотрены на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты края.

Информация о результатах контрольного мероприятия и предложения по устранению недостатков направлены временно исполняющему обязанности Губернатора края.

Также информация о результатах контрольного мероприятия направлена в Законодательную Думу края.