Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Информация по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности закупок товаров, услуг по обеспечению питанием обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для нужд детских домов»

Коллегией Контрольно-счетной палаты Хабаровского края рассмотрены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности закупок товаров, услуг по обеспечению питанием обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для нужд детских домов».

Мероприятие проведено в отношении 24 краевых государственных учреждений, осуществляющих обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детские дома» Хабаровского края (далее – детский дом, край), в том числе на объектах мероприятия: в 6 детских домах и в краевом государственном казенном учреждении «Центр бухгалтерского учета и ресурсно-правового обеспечения образования» (далее – ЦБУРПОО). По его результатам установлено следующее.

В 2019 году 24 детскими домами осуществлялась организация и обеспечение бесплатным питанием 657 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на полном государственном обеспечении, путем заключения контрактов (договоров) на общую сумму 58,64 млн. рублей.

Фактические расходы на питание в день на 1 ребенка в проверенных детских домах составляли от 222,29 рублей до 362,20 рублей.

Обеспечение питанием детей осуществлялось на основании Перспективных меню, сформированных с учетом энергетической ценности (калорийности) блюд, которая в разрезе проверенных детских домов имеет увеличение от нормы, установленной для детей по всем возрастным группам.

По результатам мероприятия установлен случай, когда калорийность выхода блюд в летний оздоровительный период превышала установленную норму менее чем на 10 процентов, в соответствии с Положением о нормах и порядке обеспечения бесплатным питанием детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства края от 12 января 2007 года № 1-пр «Об утверждении норм и порядков обеспечения за счет средств бюджета Хабаровского края бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем, денежными средствами на личные расходы, бесплатным проездом детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Хабаровского края».

При планировании расходов на приобретение продуктов проверенными детскими домами не соблюдался принцип сопоставимости показателей, которые принимаются при формировании расчетов (обоснований) к бюджетной смете (Плану финансово-хозяйственной деятельности). Так, показатели по норме расхода продуктов питания на 1 ребенка в день имели расхождения на начало года с Перспективным меню, на конец года с фактически приобретенным объемом продуктов, а также численность воспитанников не соответствовала показателям государственных заданий, что по казенным учреждениям противоречит требованиям бюджетного законодательства. Приведенные несоответствия снижают уровень эффективности планирования закупок в части формирования плана-графика закупок, который является основой для осуществления закупок.

В ходе мероприятия установлено, что одним из факторов, который влияет на планирование и осуществление закупочной деятельности, является плановая потребность в финансировании, которая при доле расходов на продукты питания от общего объема финансирования проверенных детских домов составляет до 6 процентов и на начало финансового года не обеспечена в полном объеме. В течение 2019 года увеличение составило в среднем на 35,2 процента, при этом по 4 казенным учреждениям более 35 процентов, по 2 бюджетным учреждениям до 25 процентов.

В целом по краю на начало финансового года предельные объемы бюджетных ассигнований обеспечивали плановую потребность детских домов на период 7,5 месяцев, а дополнительные бюджетные ассигнования были предусмотрены соответствующими внесениями изменений в Закон о краевом бюджете в июле и ноябре 2019 года. При отсутствии 100-процентной годовой обеспеченности 2 детскими домами приняты бюджетные обязательства сверх доведенного объема лимитов бюджетных обязательств на общую сумму 0,4 млн. рублей, что является нарушением бюджетного законодательства, за которое установлена административная ответственность.

Недостаточное финансирование на начало года также является фактором, влияющим на принятие решения в части осуществления закупок у единственного поставщика, которые являются приоритетным способом, при этом 5 из 24 детских домов в целом все закупки продуктов питания проводили данным способом. Незначительный объем закупок в 2019 году по 24 детским домам конкурентными способами (27,4 %) свидетельствует, что практика проведения совместных закупок через ЦБУРПОО широко не применялась. Кроме того, отмечено, что 2 проверенными детскими домами закупки осуществлялись без использования единого агрегатора торговли, применение которого регламентировано распоряжением Правительства края от 21 декабря 2018 года № 858-рп «О применении единого агрегатора торговли органами исполнительной власти Хабаровского края и находящимися в их ведении краевыми государственными казенными учреждениями» (далее – ЕАТ), в 55 случаях на общую сумму 1,24 млн. рублей.

В 2019 году экономия бюджетных средств по результатам проведения закупок конкурентными способами составила 1,69 млн. рублей, показатель относительной экономии в размере 8,2 процента, что указывает на незначительный экономический эффект.

По результатам мероприятия отмечены факторы, снижающие степень реализации принципа эффективности использования бюджетных средств, а также принципов, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, в части эффективности осуществления закупок. В частности, по 6 проверенным детским домам доля закупок у одного и того же поставщика в общем объеме закупок с единственным поставщиком в среднем составляет 48,83 процента; цены на продукты одного ассортимента, приобретенные у одного поставщика разными детскими домами, а также у разных поставщиков одним детским домом имеют отличные стоимостные характеристики, в связи с чем, упущенная экономия оценена на сумму 0,10 млн. рублей. В целом закупочные цены по установленной выборке ниже среднестатистических цен, однако, отмечены 5 случаев по детским домам, когда по одному виду продукции цены выше данных статистики, а по одному детскому дому по 5 наименованиям продукции.

По итогам 2019 года установлены факты, свидетельствующие о снижении степени контроля за исполнением поставщиками условий контрактов в части проведения экспертизы качества товара на общую сумму 16,76 млн. рублей, в их числе: отсутствие в контрактах (договорах) информации о ГОСТах на закупаемую продукцию, а также применение отмененных ГОСТов; отсутствие документального подтверждения проведения экспертизы в части соответствия качественных характеристик поставленного товара действующим ГОСТам; неотражение сведений о проценте жирности закупаемой продукции. Также установлен случай отсутствия к контрактам технических частей, что в целом не позволило подтвердить объем и соответствие закупаемой продукции, установленным ГОСТам.

Не представилось возможным в отдельных случаях подтвердить качество продукции, в связи с отсутствием информации о направлении на лабораторные исследования продуктов питания, по которым на сайтах Роскачество (https://rskrf.ru/goods/perets-chernyy-molotyy-pripravych/) и Росконтроля (https://roscontrol.com/category/produkti/) в информационно-коммуникационной сети «Интернет» размещена информация о недостатках, выявленных по результатам исследований и проверок продуктов питания, в отношении аналогичных продуктов, которые поставлены в детские дома. Также установлены факты, связанные с приобретением продуктов, которые в соответствии с СанПиНом 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года № 45, не допускается использовать в питании детей, на общую сумму 0,35 млн. рублей.

По результатам мероприятия установлен случай изменения существенных условий контрактов, заключенных по итогам запроса котировок на общую сумму 84,62 тыс. рублей, при отсутствии правовых оснований в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С учетом результатов экспертно-аналитического мероприятия министерству образования и науки края, как главному распорядителю бюджетных средств и органу исполнительной власти края, осуществляющему функции и полномочия учредителя детских домов направлено информационное письмо с предложениями о рассмотрении вопроса об обеспечении годовой плановой потребности на начало финансового года; о расширении практики проведения совместных закупок, а также о принятии мер по усилению контроля в отношении деятельности по бюджетному планированию и по заключению, исполнению контрактов (договоров) при закупке продуктов питания, в соответствии с установленными ГОСТами и требованиями к продукции.

Отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлен Губернатору, Председателю Правительства Хабаровского края. Возбуждено дело об административном правонарушении по статье 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В комитет государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края направлены материалы, которые указывают на наличие события административного правонарушения.

 

Аудитор В.А. Валова