Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Информация по результатам ЭАМ «Эффективность реализации мер социальной поддержки по предоставлению на территории Хабаровского края проезда по социальной транспортной карте на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения»

Коллегией Контрольно-счетной палаты Хабаровского края рассмотрены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Эффективность реализации мер социальной поддержки по предоставлению на территории Хабаровского края проезда по социальной транспортной карте на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения».

Мероприятие проведено в министерстве социальной защиты населения Хабаровского края (далее – министерство) и по его результатам установлено следующее.

В январе 2020 года правом проезда на водном, железнодорожном, электрическом, автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения (далее – проезд) воспользовалось 1949 человек или 14,6 процента численности льготных категорий граждан, получивших микропроцессорные пластиковые карты «Социальная транспортная карта Хабаровского края» (далее – социальная карта) по состоянию на 01 января 2020 года, из них 94,2 процента составили федеральные льготники и 5,8 процента – региональные льготники. В процентном отношении к общей численности льготных категорий граждан в крае доля граждан, воспользовавшихся проездом, составила 0,6 процента.

В наибольшей степени в получении проезда с применением социальной карты заинтересованы федеральные льготники, так как данная мера социальной поддержки предусмотрена краевым законодательством дополнительно к ежемесячной денежной выплате, установленной федеральными законами, в сумме 300 рублей. Региональным льготникам проезд предоставляется взамен ежемесячной денежной выплаты в размерах, в том числе для граждан пожилого возраста и многодетных семей на каждого ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации, превышающих размер ежемесячной денежной выплаты на сумму 280 рублей, для ветеранов труда и боевых действий на сумму 60 рублей. Кроме того, для федеральных льготников предусмотрена возможность переноса неиспользованных средств, находящихся на социальной карте в течение календарного года, тогда как для региональных льготников такая возможность отсутствует. При общем приросте численности льготников, воспользовавшихся проездом в январе 2020 года к уровню декабря 2019 года, в размере 1,2 процента, прирост численности федеральных льготников составил 1,3 процента, региональных льготников – 0,4 процента.

Для осуществления внедрения и обслуживания проезда с применением социальных карт выбран оператор – общество с ограниченной ответственностью Проектно-Производственное Бюро «Новое поколение» (далее – Бюро) по результатам открытого конкурса, проведенного на основании норм Гражданского кодекса Российской Федерации. Бюро в ходе проведения конкурсного отбора в марте 2019 года присвоены баллы за наличие 160 терминалов в 14 муниципальных образованиях Хабаровского края, тогда как только 03 июня 2019 года Бюро направило министерству информацию о согласовании организации пунктов пополнения социальных карт с сообщением сведений о запуске услуги пополнения дополнительно, и фактически пункты открыты в г. Хабаровске и Хабаровском районе, что свидетельствует о несоответствии Бюро критериям оценки конкурсных заявок, характеризующих количество терминалов для пополнения социальных карт личными средствами граждан и их наличие на территории Хабаровского края, а также невыполнение в полной мере технического задания к конкурсной документации и условий соглашения, заключенного с министерством, в части обеспечения возможности наличного и безналичного пополнения социальных карт личными денежными средствами граждан.

Включение нормы в распорядительный акт министерства, утвердивший конкурсную документацию, о том, что справка кредитной организации о наличии терминалов для пополнения социальных карт может быть или может не быть, не обеспечивает принцип согласованности с установленным критерием оценки заявок, утвержденным Постановлением Правительства края от 15 февраля 2019 года № 42-пр «Об утверждении Порядка проведения открытого конкурса по выбору оператора (уполномоченной организации) для реализации на территории Хабаровского края безналичной электронной системы оплаты проезда льготных категорий граждан на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения с применением микропроцессорной пластиковой карты «Социальная транспортная карта Хабаровского края», предусматривающим наличие данной справки. Кроме того, при наличии 2-х критериев оценки заявок, конкурсной комиссией выбран оператор, предложивший лучшие условия фактически только по критерию «размер комиссии». В тоже время при предложенном Бюро наименьшем размере комиссии (2,90 %) не проведена интеграция выбранной на краевом уровне модели безналичной электронной системы оплаты проезда в существующую в г. Хабаровске автоматизированную электронную систему учета и оплаты проезда «Электронный проездной – Хабаровск» (далее – АЭСУОП), что предусмотрено техническим заданием к конкурсной документации и в составе обязанностей оператора, установленных соглашением, заключенным с министерством.

По результатам мероприятия отмечено, что в целом условия проведения конкурса не предусматривали наличие каких-либо финансовых обязательств бюджета перед оператором, тогда как фактически финансовое сопровождение предоставления проезда с применением социальных карт через 4,5 месяца с даты заключения соглашения между Бюро и министерством, а именно, с 01 сентября осуществляется министерством за счет средств краевого бюджета посредством предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение затрат, недополученных доходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки льготных категорий граждан водным, автомобильным, электрическим, железнодорожным транспортом общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения с применением микропроцессорной пластиковой карты «Социальная транспортная карта Хабаровского края» (далее – субсидии), которые часть субсидии, связанную с возмещением затрат за обслуживание социальных карт, перечисляют оператору.

По результатам мероприятия, проведенного у 2 перевозчиков, по итогам 2019 года установлено несоответствие стоимости фактически произведенных поездок гражданами на основании данных программного обеспечения, находящегося в распоряжении перевозчиков, и суммы недополученного дохода, подлежащего возмещению на основании отчетов оператора, представленных министерству, как в сторону увеличения, так и в сторону снижения.

Существующим порядком предоставления субсидий не предусмотрена норма о предоставлении перевозчиками, как получателями субсидии, документов, подтверждающих факт произведенных затрат и недополученных доходов. Так, субсидии предоставляются перевозчикам на основании отчета оператора, который не является их учетным документом и фактически не предоставляется перевозчикам, как предусмотрено порядком предоставления субсидий.

 В январе 2020 года заключены договоры возмездного оказания услуг с 26 перевозчиками, в том числе осуществляющими перевозки железнодорожным транспортом (1 перевозчик), городским автомобильным транспортом (16 перевозчиков), пригородным автомобильным транспортом (4 перевозчика), пригородным и городским автомобильным транспортом (5 перевозчиков) из 79 перевозчиков, осуществляющих транспортное обслуживание в Хабаровском крае по состоянию на 01 января 2020 года (32,91 %). В феврале 2020 года заключен договор с перевозчиком Николаевского муниципального района Хабаровского края.

На момент проведения мероприятия не заключены договоры возмездного оказания услуг с 33 перевозчиками из 36 г. Хабаровска (91,67 %), 15 из 20 в г. Комсомольске-на-Амуре (75 %), в том числе с 1 перевозчиком, осуществляющим и межмуниципальные перевозки, с 3 перевозчиками, осуществляющими перевозки водным транспортом.

К числу факторов, препятствующих оформлению договорных отношений с перевозчиками, относится оборудование, предложенное Бюро перевозчикам, ввиду, по информации перевозчиков, его значительной массы и габаритов, так как данное оборудование, состоящее из 2-х приборов, является дополнительным к существующему валидатору, что возлагает на работников дополнительные обязанности по обеспечению его сохранности и обслуживанию. Так же оборудование и программное обеспечение Бюро является не перспективным с позиции дальнейшего внедрения безналичной системы оплаты проезда на территории Хабаровского края, так как не приспособлено для считывания банковских карт.

Кроме того, проверенные перевозчики отказались от применения фискальных регистраторов и при расчетах с пассажирами используют чеки, напечатанные типографским способом. По информации министерства фискальные регистраторы используют 10 перевозчиков, что составляет 38,5 процента общего количества перевозчиков, заключивших договорные отношения с оператором на 31 января 2020 года (26).

По итогам мероприятия установлено нарушение требований нормативных правовых актов при предоставлении проезда льготным категориям граждан на общую сумму 131,25 тыс. рублей, в том числе переплата средств краевого бюджета составила 130,92 тыс. рублей, в связи с превышением стоимости проезда и предоставлением проезда в случае прекращения права пользования социальной картой.

Принимая во внимание результаты мероприятия, принятый на краевом уровне механизм предоставления льготы по проезду и его правовое регулирование не обеспечили реализацию меры социальной поддержки по предоставлению проезда льготным категориям граждан с применением социальных карт в полной мере на всей территории Хабаровского края, в том числе и учитывая, что между министерством и перевозчиками, применяющими и планирующими применять безналичную систему оплаты, не достигнуто соглашение об условиях компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот.

С учетом результатов и выводов экспертно-аналитического мероприятия в адрес министерства направлено информационное письмо с предложениями по принятию мер, которые обеспечат реализацию проезда с применением социальных карт на всей территории Хабаровского края и всеми видами транспорта, участвующими в предоставлении проезда. Отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлен Губернатору, Председателю Правительства Хабаровского края, в Законодательную Думу Хабаровского края и Прокуратуру Хабаровского края.