Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Информация по итогам контрольного мероприятия на предмет использования средств краевого бюджета в рамках реализации национального проекта «Образование» по региональному проекту «Современная школа» (Хабаровский край) в 2019 году

Коллегией Контрольно-счетной палаты Хабаровского края рассмотрены результаты контрольного мероприятия на предмет законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета в рамках реализации Национального проекта «Образование» по региональному проекту «Современная школа» (Хабаровский край) в 2019 году.

Контрольное мероприятие проведено в министерстве образования и науки Хабаровского края, министерстве строительства Хабаровского края и в подведомственных им учреждениям – краевом государственном казенном учреждении «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края» (далее – служба заказчика), краевом государственном автономном нетиповом образовательном учреждении «Краевой центр образования» (далее – Краевой центр образования).

1. В рамках реализации комплекса мер, направленных на создание центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (далее – Центр «Точка роста», центр), региональным проектом «Современная школа» (далее – проект) на период до 2022 года запланировано создание центров на базе 90 общеобразовательных организаций. В 2019 году на территории 17 муниципальных районов Хабаровского края (далее – район, край) создано 24 центра, оснащенных высокотехнологическим оборудованием, на приобретение которого направлены бюджетные средства в сумме 38,53 млн. рублей.

По результатам контрольного мероприятия установлено несоблюдение сроков реализации мероприятий дорожной карты, в части получения 3 школами лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного образования, проведения 2 школами текущего ремонта в соответствии с фирменным стилем Центра «Точка роста» в 2019 году. Имеет место несоответствие отчетных показателей по охвату обучающихся основными и дополнительными образовательными программами по сравнению с фактическим количеством учащихся, в том числе в разрезе предметных областей (ОБЖ, информатики, технологии), установленное на 2-х объектах встречной проверки. Также не обеспечено 100-процентное заключение договоров с организациями, имеющими высокооснащенные ученико-места (заключено 21 из 24 центров), в 6 школах не приняты положения о сетевой форме реализации образовательных программ.

В состав мероприятий дорожной карты входит обеспечение функционирования Центров «Точка роста». Установлено, что оплата труда работникам центра, как отдельного структурного подразделения, не производилась; дополнительные образовательные программы реализовывались в рамках внеурочной деятельности. Для реализации модулей программ по предметным областям недостаточно программного обеспечения, расходных материалов. В единичных случаях указано на недостаточность оборудования, набора инструмента для класса. Отмеченные школами трудности непосредственно при использовании высокотехнологического оборудования по причине недостаточности практических навыков являются фактором для усиления методического сопровождения реализации образовательных программ, а также расширения практики очного практического обучения педагогов (стажировки на базе организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места), что также увеличивает расходы на функционирование Центров «Точка роста». В целом по направлению повышения квалификации отмечены резервы по увеличению активности участия педагогов в обучающих мероприятиях. Так, в созданных в 2019 году центрах средний по краю показатель прошедших обучение составил 89,5 процента, руководитель одного центра не принимал участие в обучающих мероприятиях.

Установлены резервы по увеличению сетевого взаимодействия Центров «Точка роста» с общеобразовательными организациями и учреждениями дополнительного образования, расположенными на соответствующих территориях края (возможность обозначена в среднем на 17,8 и 11,3 % соответственно) для достижения к 2024 году результата проекта – не менее 70 процентов организаций реализуют программы в сетевой форме.

В проверяемом периоде не принято должных мер по передаче в оперативном порядке движимого имущества стоимостью 38,53 млн. рублей, приобретенного в 2019 году, в собственность муниципальных образований края. Как результат, не исключены риски утраты оборудования по причине его фактического использования в образовательной деятельности при отсутствии факта постановки на баланс общеобразовательных организаций. Кроме того, по указанной причине 8 школами не поданы заявления о постановке квадрокоптеров на государственный учет.

По результатам проверки в Краевом центре образования установлено несоблюдение требований законодательства о бухгалтерском учете в части принятия к учету объектов нефинансовых активов, как переданных органам местного самоуправления 17 районов, при фактической их передаче общеобразовательным организациям; а также не отражение в первичных учетных документах (товарных накладных) всех обязательных реквизитов. Допущено несоблюдение положения, регламентирующего закупочную деятельность в учреждении, принятого в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», по причине заключения 6 договоров на сумму 36,89 млн. рублей на условиях, отклоняющихся от указанных в извещении, в части отражения в полном объеме технических характеристик оборудования, предусмотренных конкурсной документацией. В 4-х школах отмечена недопоставка отдельных элементов в комплекте напольных шахмат, которые включены в цену договоров и оплата по которым произведена в полном объеме. Также в нарушение положения о закупках, обеспечение исполнения договора в сумме 0,19 млн. рублей перечислено поставщику ранее установленного срока.

2. В рамках выполнения мероприятий по строительству объектов отрасли «Образование» установлены факты некачественной подготовки проектной документации, недостаточно эффективной организации деятельности на этапе принятия решения о начале строительства, что приводит к удорожанию их стоимости и создает риски необеспечения ввода объектов в эксплуатацию в установленные проектом сроки.

Так, по объекту «Строительство пристройки к зданию МБОУ СОШ с. Бриакан (спортивный зал, учебные мастерские, актовый зал)» (далее – пристройка к школе с. Бриакан) требуется значительное его дооборудование, что влечет проведение дополнительной государственной экспертизы. Однако, при разработанной проектной документации в 2017 году перечень средств обучения и воспитания в соответствии с установленными требованиями утвержден в июле 2020 года, что с учетом установленных сроков для проведения закупочных процедур не исключает риски неполного укомплектования объекта при вводе в эксплуатацию в 2020 году. По объекту «Школа на 300 мест в селе Найхин, Нанайский район, Хабаровский край» (далее – школа с. Найхин) в целом не обеспечена эффективная организация строительства объекта. Длительность, а именно, начиная с 2011 года, принятия решения о начале строительства объекта, который включен в перечень краевых адресных инвестиционных проектов (далее – Перечень КАИП) со сроком строительства начиная с 2014 года, обеспечила удорожание инвестиционного проекта в 1,99 раза. Исполнение расходов за 2019 год составило менее одного процента от утвержденных бюджетных ассигнований. Учитывая, значительное отставание от графика выполнения строительно-монтажных работ, объект не будет введен в эксплуатацию и в 2020 году. Дополнительные расходы, связанные с повторной разработкой рабочей документации, которая по ранее заключенному контракту не выполнена, составили 1,16 млн. рублей.

По итогам проверки отмечено невыполнение министерством строительства края, подведомственным ему учреждением – службой заказчика на должном уровне бюджетных полномочий по обеспечению результативности использования бюджетных средств на строительство пристройки к школе с. Бриакан, в части увеличения лимитов бюджетных обязательств при отсутствии достаточности обоснований вносимых изменений в отношении проведения авторского надзора, приобретения средств обучения и воспитания на общую сумму 9,89 млн. рублей. Отмечены иные нарушения и недостатки, связанные с неотражением при формировании Перечня КАИП в полном объеме информации в соответствии с установленным порядком, отсутствием в порядках ведения бюджетных смет нормы о ее составлении на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей в соответствии с общими требованиями. Имеет место случай принятия службой заказчика к учету акта формы № КС-2, не содержащего обязательные реквизиты, предусмотренные унифицированной формой по учету работ в капитальном строительстве, отсутствие которых не позволило подтвердить закрытие объемов работ по локальным сметам на сумму 5,82 млн. рублей.

С учетом выявленных нарушений и недостатков для принятия мер по результатам контрольного мероприятия министерству строительства края направлено представление, которое находится на контроле Контрольно-счетной палаты края до полного его исполнения.

Министерству образования, как ответственному исполнителю достижения результатов проекта, направлено информационное письмо, в котором предложено принять меры в части приведения отдельных показателей госпрограммы края в соответствии с проектом, установления ответственных исполнителей мероприятий, сроков и состава их реализации исходя из структуры мероприятий проекта и установленных полномочий; усиления контроля за соблюдением сроков реализации мероприятий проекта, методического сопровождения общеобразовательных организаций и координационной деятельности в вопросах взаимодействия с органами местного самоуправления в части контроля деятельности по реализации мероприятий программных документов, а также по усилению контроля в отношении деятельности Краевого центра образования в рамках полномочий и функций учредителя.

Отчет по результатам контрольного мероприятия направлен Временно исполняющему обязанности Губернатора Хабаровского края, в Законодательную Думу Хабаровского края.