Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Информация по результатам экспертно-аналитического мероприятия "Анализ реализации на территории края региональных проектов, направленных на достижение целей национальных проектов, за 2020 год"

Контрольно-счетной палатой Хабаровского края (далее – край) проведен мониторинг реализации на территории края региональных проектов, направленных на достижение целей национальных проектов, за 2020 год.

Объектами мониторинга стали органы исполнительной власти края, ответственные за реализацию региональных проектов.

При проведении мониторинга использована информация, размещенная в системе управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в подсистеме управления национальными проектами, на сайте Национальные проекты Хабаровского края (https://np.khabkrai.ru/Proekty), представленная по запросам Контрольно-счетной палаты края органами исполнительной власти края, а также использованы показатели отчета об исполнении краевого бюджета за 2020 год.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" были определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2024 года.

Указом Президента от 21.07.2020 № 474  «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее – Указ № 474) скорректирован перечень национальных целей развития Российской Федерации, а также увеличен горизонт планирования до 2030 года, скорректированы или установлены новые целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей развития.

Указом № 474 определены 5 национальных целей развития Российской Федерации (далее – национальная цель):

сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

возможности для самореализации и развития талантов;

комфортная и безопасная среда для жизни;

достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

цифровая трансформация.

Достижение поставленных национальных целей в крае обеспечивается в том числе путем реализации региональных проектов.

 В 2020 году в крае реализовывались 52 региональных проекта, направленных на достижение целей 11 национальных проектов по направлениям: демография; здравоохранение; образование; жилье и городская среда; экология; безопасные и качественные автомобильные дороги; производительность труда и поддержка занятости; цифровая экономика; культура; малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; международная кооперация и экспорт.

С учетом принятых на федеральном уровне решений отдельные региональные проекты досрочно завершены 31.12.2020: "Поддержка семей, имеющих детей" (с 2021 года реализация будет продолжена в рамках регионального проекта "Современная школа"), "Популяризация предпринимательства", "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности", "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (Поддержка малых форм хозяйствования и развития кооперации)", "Экспорт услуг", "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда (Поддержка занятости)", "Учитель будущего", "Новые возможности для каждого".

Законом края от 04.12.2019 № 32 "О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" (далее – Закон края № 32, Закон о краевом бюджете) объем бюджетных ассигнований на реализацию региональных проектов на 2020 год утвержден в сумме 12 674 515,17 тыс. рублей. В течение года объем бюджетных ассигнований увеличился на 1 084 871,43 тыс. рублей, или на 8,6 %, и составил 13 759 386,60 тыс. рублей.

Сводной бюджетной росписью краевого бюджета на 2020 год бюджетные назначения утверждены в сумме 13 728 400,17 тыс. рублей, что на 30 986,43 тыс. рублей, или на 10,2 %, меньше бюджетных ассигнований, утвержденных Законом края № 32.

Информация о финансовом обеспечении региональных проектов, направленных на достижение национальных целей в 2020 году, представлена в следующей таблице.

1. Демография

1.Финансовая поддержка семей при рождении детей

3 693 918,13

3 692 818,63

2. Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет

488 906,36

316 701,02

3.Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Старшее поколение)

28 545,87

28 542,64

4.Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Укрепление общественного здоровья)

11 677,63

11 677,63

5. Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности объектами спорта, а также формирование спортивного резерва (Спорт – норма жизни)

445 944,54

431 633,40

Итого по национальному проекту

4 668 992,53

4 481 373,32

2. Здравоохранение

6. Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи

207 048,60

197 800,29

7. Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями

251 974,49

251 974,49

8. Борьба с онкологическими заболеваниями

518 263,30

518 263,30

9. Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи

639 583,80

611 966,29

10.Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами

0,00

0,00

11. Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)

445 453,61

355 033,61

12. Развитие экспорта медицинских услуг

0,00

0,00

Итого по национальному проекту

2 062 323,80

1 935 037,98

3. Образование

13. Современная школа

1 117 884,62

685 223,39

14. Успех каждого ребенка

87 629,44

85 487,06

15. Цифровая образовательная среда

219 379,78

219 379,77

16. Поддержка семей, имеющих детей

99,97

99,97

17. Учитель будущего

463,92

463,92

18. Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)

8 690,00

8 690,00

19. Новые возможности для каждого

0,00

0,00

20. Социальная активность

7 234,44

7 234,44

Итого по национальному проекту

1 441 382,17

1 006 578,55

4. Жилье и городская среда

21. Ипотека

0,00

0,00

22. Жилье

540 742,33

502 408,14

23. Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда

520 669,95

404 455,24

24. Формирование комфортной городской среды

373 775,06

368 603,61

Итого по национальному проекту

1 435 187,34

1 275 466,99

5. Экология

25. Чистая страна

0,00

0,00

26. Чистая вода

86 400,05

75 552,79

27. Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами

265,44

0,00

28.Сохранение уникальных водных объектов

0,00

0,00

29. Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма (Сохранение биоразнообразия)

0,00

0,00

30. Сохранение лесов

216 250,20

216 250,10

Итого по национальному проекту

302 915,69

291 802,89

6. Безопасные и качественные автомобильные дороги

31. Дорожная сеть

3 395 510,80

3 130 902,73

32. Общесистемные меры развития дорожного хозяйства

85 171,15

0,00

33. Безопасность дорожного движения

0,00

0,00

Итого по национальному проекту

3 480 681,95

3 130 902,73

7. Производительность труда и поддержка занятости

34. Системные меры по повышению производительности труда (Системные меры)

0,00

0,00

35. Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях (Адресная поддержка)

0,00

0,00

36. Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда (Поддержка занятости)

0,00

0,00

Итого по национальному проекту

0,00

0,00

8. Цифровая экономика Российской Федерации

37. Информационная безопасность

0,00

0,00

38. Информационная инфраструктура

0,00

0,00

39. Цифровое государственное управление

4 708,61

4 703,10

40. Цифровые технологии

0,00

0,00

41. Кадры для цифровой экономики

90,00

90,00

Итого по национальному проекту

4 798,61

4 793,10

9. Культура

42. Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры (Культурная среда)

0,00

0,00

43. Создание условий для реализации творческого потенциала нации (Творческие люди)

0,00

0,00

44. Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры (Цифровая культура)

0,00

0,00

Итого по национальному проекту

0,00

0,00

10. Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы

45. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности (Улучшение условий для бизнеса)

0,00

0,00

46. Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию (Финансовая поддержка МСП)

182 016,71

182 016,71

47. Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства (Акселерация)

110 314,76

110 314,76

48. Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (Поддержка малых форм хозяйствования и развития кооперации)

28 407,22

28 407,21

49. Популяризация предпринимательства

11 379,39

11 379,39

Итого по национальному проекту

332 118,08

332 118,07

11. Международная кооперация и экспорт

50. Экспорт продукции АПК

0,00

0,00

51. Экспорт услуг

0,00

0,00

52. Системные меры развития экспорта в Хабаровском крае

0,00

0,00

Итого по национальному проекту

0,00

0,00

ОБЪЕМ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, ВСЕГО:

13 728 400,17

12 458 073,63

Всего расходы краевого бюджета

139 041 560,19

132 396 948,77

Наименование национального проекта

Региональные проекты, реализуемые на территории края

Финансовое обеспечение на реализацию региональных проектов на 2020 год, тыс. рублей

Утверждено Сводной бюджетной росписью

Исполнено за

2020 год

 

Реализация 21 регионального проекта осуществляется без финансового обеспечения, еще 4 региональных проекта реализуются без использования средств федерального бюджета.

Расходы краевого бюджета на реализацию мероприятий 31 регионального проекта составили 12 458 073,63 тыс. рублей, или 90,5 % бюджетных ассигнований, утвержденных Законом края № 32, и 90,7 % показателя сводной бюджетной росписи, доля которых в общем объеме расходов краевого бюджета составила 9,4 % (132 396 948,77 тыс. рублей).

По 14 региональным проектам расходы краевого бюджета исполнены в полном объеме, менее 80 % исполнение составило по 4 региональным проектам.

Следует отметить, что в связи с принятием Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации решения об отмене предоставления субсидии за счет средств федерального бюджета в 2020 году не исполнялись расходы, предусмотренные на реализацию регионального проекта "Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами" в сумме 265,44 тыс. рублей, которые планировалось направить на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края на мероприятия по обустройству контейнерных площадок для раздельного накопления твердых коммунальных отходов.  

Также, в связи с невыполнением подрядными организациями обязательств по контрактам (нарушение сроков выполнения работ) на оказание услуг по размещению двух автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения края для обеспечения сквозного проезда между п. Герби и п. Сулук для выхода на общую сеть дорог до 2024 года в 2020 году в полном объеме не исполнены расходы, предусмотренные на реализацию регионального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" в сумме 85 171,15 тыс. рублей.

В 2020 году в реализации региональных проектов принимали участие 14 главных распорядителей бюджетных средств.

В полном объеме бюджетные ассигнования исполнены 7 главными распорядителями бюджетных средств.

Наименьший уровень исполнения бюджетных ассигнований на реализацию региональных проектов отмечается по министерству строительства края 76,3 % (объем неосвоенных средств – 693 399,02 тыс. рублей), министерству жилищно-коммунального хозяйства края 86,5 % (объем неосвоенных средств – 132 498,86 тыс. рублей), министерству транспорта и дорожного хозяйства края 90,0 % (объем неосвоенных средств – 349 779,22 тыс. рублей).

Информация об исполнении региональных проектов в разрезе групп видов расходов классификации расходов бюджета за 2020 год представлена на следующей диаграмме.

В полном объеме исполнены бюджетные ассигнования на социальное обеспечение и иные выплаты населению, иные бюджетные ассигнования, предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям.

Наименьший уровень исполнения – 70,5 % отмечается на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Наибольшую долю на реализацию региональных проектов по видам расходов краевого бюджета составили расходы на социальное обеспечение и иные выплаты населению (29,9 %); предоставление межбюджетных трансфертов (28,6 %); предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям (16,2 %).

Анализ исполнения расходов на реализацию региональных проектов показал неравномерное их исполнение в течение года. Так, наибольший объем расходов приходится на 3 и 4 кварталы 2020 года (34,1 % и 37,6 % соответственно).

Структура расходов в разрезе национальных проектов в общем объеме исполненных расходов на их реализацию за 2020 год представлена на следующей диаграмме.

 

Наибольшая доля расходов приходится на реализацию национального проекта "Демография" (36,0 %), наименьшая – на национальные проекты "Экология» (2,4 %) и "Цифровая экономика Российской Федерации" (0,04 %).

Для оценки достижения национальных целей паспортами региональных проектов на 2020 год установлено 140 целевых показателей.

В соответствии с отчетами о ходе реализации региональных проектов за 2020 год из 140 установленных целевых показателей выполнены (в том числе по отдельным показателям перевыполнены) – 110 (или 78,6 % от общего количества установленных показателей).

По 30 целевым показателям плановое значение по итогам 2020 года  не достигнуто (21,4 % от общего количества установленных показателей). Основной причиной недостижения плановых показателей стало распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19.

По результатам проведенного в течение 2020 года мониторинга реализации региональных проектов за 1 квартал, 6 месяцев, 9 месяцев 2020 года Контрольно-счетной палатой края были выявлены отдельные недостатки в части неполного отражения целевых показателей, направленных на достижение целей национальных проектов, в государственных программах края.

В целях обеспечения взаимосвязи государственных программ края и региональных проектов, Контрольно-счетной палатой края даны рекомендации о приведении показателей государственных программ края в соответствие с показателями, установленными паспортами региональных проектов. Органами исполнительной власти края - ответственными исполнителям государственных программ края данные рекомендации учтены в полном объеме.