11.10.2021
В соответствии с пунктом 2.2.8 плана работы Контрольно-счетной палаты Хабаровского края (далее также – край) на 2021 год и решением о проведении Счетной палатой Российской Федерации и Контрольно-счетной палатой Хабаровского края параллельного контрольного мероприятия проведено контрольное мероприятие «Оценка мер по обеспечению доступности первичной медико-санитарной помощи за 2018 - 2020 годы и истекший период 2021 года» (далее – контрольное мероприятие).
Объектами контроля являлись министерство здравоохранения края, министерство строительства края, краевое государственное казенное учреждение «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края» (далее – КГКУ «Служба заказчика»).
Проверяемый период – 2018-2020 годы и 6 месяцев 2021 года.
По результатам контрольного мероприятия установлено, что в Хабаровском крае нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации оказания первичной медико-санитарной помощи на территории края, а также доступности услуг в сфере здравоохранения, в том числе в удаленных районах и в сельской местности, приняты в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с учетом требований Положений об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению и детям, утвержденными Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Деятельность органов исполнительной власти края, направленная на принятие мер по обеспечению доступности первичной медико-санитарной помощи, в том числе в удаленных районах и в сельской местности, осуществляется в рамках реализации мероприятий государственной программы края «Развитие здравоохранения Хабаровского края», утвержденной постановлением Правительства края № 350-пр (далее – Государственная программа), в состав которой включена региональная программа «Модернизация первичного звена здравоохранения Хабаровского края», утвержденная распоряжением Правительства края № 1344-рп (далее ‑ Программа модернизации первичного звена здравоохранения края).
Программа модернизации первичного звена здравоохранения края соответствует утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации принципам модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации, а также нормативным правовым актам, регулирующим вопросы организации оказания первичной медико-санитарной помощи на территории края.
В проверяемом периоде в краевом бюджете на реализацию мероприятий Государственной программы по обеспечению доступности первичной медико-санитарной помощи утверждены бюджетные ассигнования в общем объеме 6 557 423,63 тыс. рублей, в том числе:
- министерству здравоохранения края – 5 931 303,01 тыс. рублей, из них на реализацию в 2021 году мероприятий Программы модернизации первичного звена здравоохранения края – 1 094 214,00 тыс. рублей (по состоянию на 01 июля 2021 года);
- министерству строительства края (на реализацию мероприятий, связанных со строительством объектов фельдшерско-акушерских пунктов (далее также – ФАП) и амбулаторий) – 626 120,62 тыс. рублей, из них на реализацию в 2021 году мероприятий Программы модернизации первичного звена здравоохранения края – 263 457,56 тыс. рублей (по состоянию на 01 июля 2021 года).
Общий объем кассовых расходов составил 4 247 134,55 тыс. рублей, в том числе:
- министерства здравоохранения края – 4 054 453,53 тыс. рублей, из них в 2021 году на реализацию мероприятий Программы модернизации первичного звена здравоохранения края – 0,00 тыс. рублей (по состоянию на 01 июля 2021 года).
- министерства строительства края – 192 681,02 тыс. рублей, из них в 2021 году на реализацию мероприятий Программы модернизации первичного звена здравоохранения края – 24 219,00 тыс. рублей (по состоянию на 01 июля 2021 года) или 9,2 % от утвержденного на 2021 год объема бюджетных ассигнований.
По результатам проверки установлено, что, несмотря на ежегодное увеличение объема финансового обеспечения реализации указанных мероприятий Государственной программы, в крае сохраняется дополнительная потребность в финансовых средствах на реализацию мероприятий Программы модернизации первичного звена здравоохранения края для оснащения в части модернизации материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению края, в том числе обеспечению их дооснащения и переоснащения медицинским оборудованием в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи.
По результатам контрольного мероприятия установлены следующие нарушения и замечания.
По состоянию на 1 июля 2021 года министерством строительства края не соблюдается график выполнения мероприятий по проектированию и строительству объектов капитального строительства, установленный соглашением на предоставление субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы модернизации первичного звена здравоохранения края, заключенным между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством края.
Кроме того, по состоянию на 1 июля 2021 года министерством здравоохранения края не осуществлялись расходы, предусмотренные соглашением на предоставление субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы модернизации первичного звена здравоохранения края, связанных с капитальным ремонтом учреждений здравоохранения края, приобретением оборудования и автотранспорта.
Мероприятия по доступности первичной медико-санитарной помощи, предусмотренные Государственной программой, в проверяемом периоде выполнены, за исключением мероприятия «Модернизация сети фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий в муниципальных районах края» подпрограммы «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» Государственной программы, которым предусмотрено строительство к 2020 году 100 ФАПов и 22 амбулаторий в муниципальных районах края.
В результате реализации указанного мероприятия в проверяемом периоде введены в эксплуатацию 5 объектов: 1 амбулатория и 4 ФАПа.
Из 65 показателей (индикаторов), характеризующих ход исполнения мероприятий Государственной программы по доступности первичной медико-санитарной помощи, не достигнуты значения 13 показателей (индикаторов) (или 20 % от количества показателей (индикаторов)).
По результатам анализа достижения (непревышения) установленных целевых значений критериев качества и доступности медицинской помощи, предусмотренных в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, установлено недостижение их плановых значений в отношении 11 из 35 показателей, характеризующих качество медицинской помощи, и 9 из 23 показателей, характеризующих доступность медицинской помощи; по 4 показателям, характеризующим негативные последствия, превышено их плановое значение.
По результатам анализа оптимальных схем размещения объектов здравоохранения, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь населению, установлены отдельные нарушения требований Положений об организации оказания первичной медико-санитарной помощи.
Из 382 населенных пунктов края в 84 населенных пунктах с общей численностью населения 11 607 человек (или 0,9% от общей численности населения края) не организовано оказание первичной медико-санитарной помощи.
Кроме того, в 37 населенных пунктах имеются ФАПы, которые не укомплектованы медицинскими работниками.
В результате реализации мероприятий Программы модернизации первичного звена здравоохранения края оказание первичной медико-санитарной помощи будет организовано еще в 15 населенных пунктах.
Вместе с тем в нарушение требований Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи в 40 населенных пунктах края с численностью населения 1 333 человека организация оказания первичной медико-санитарной помощи не предусмотрена.
По результатам анализа укомплектованности врачами-терапевтами участковыми и врачами-педиатрами участковыми установлено снижение укомплектованности указанными категориями врачей в крае в течение всего проверяемого периода.
По состоянию на 1 июля 2021 года недоукомплектованы врачами-терапевтами 27 учреждений (в том числе: более 50% – 6 учреждений), врачами-педиатрами ‑ 23 учреждения (в том числе: более 50% – 3 учреждения).
По результатам анализа соблюдения сроков оказания медицинской помощи и выполнения плана по диспансеризации и профилактическим осмотрам установлены нарушения сроков ожидания плановой первичной медико-санитарной помощи предельным срокам ожидания, установленным в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также невыполнение плана по диспансеризации и профилактическим осмотрам.
Результаты контрольного мероприятия рассмотрены на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты края.
Информация о результатах контрольного мероприятия с приложением отчета направлена Губернатору края.
В соответствии с решением Коллегии Контрольно-счетной палаты края по результатам контрольного мероприятия исполняющему обязанности министра здравоохранения края и исполняющему обязанности министра строительства края направлены представления для принятия мер по устранению нарушений, выявленных в ходе проведенного контрольного мероприятия.