Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

«Анализ реализации в крае концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения»

«Анализ реализации в крае концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения».

 

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Хабаровского края (далее – край) на 2021 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ реализации в крае концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения».

Объем проверенных средств составил 825 000,00 тыс. рублей.

В 2017-2020 годы в крае реализовывались три концессионных соглашения, концедентом по которым выступало министерство жилищно-коммунального хозяйства края, заключенные в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения муниципальных образований края, находящихся в государственной собственности (далее – концессионные соглашения).

Концессионные соглашения заключены с единственными заявителями на участие в открытых конкурсах.

Согласно концессионным соглашениям предельный объем расходов на реконструкцию объектов концессионных соглашений, которые предполагается осуществить в течение срока действия концессионных соглашений, составит 907,9 млн. рублей, в том числе за счет средств:

концессионеров в сумме 586,6 млн. рублей;

краевого бюджета – 83,0 млн. рублей;

государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 238,4 млн. рублей.

Министерством жилищно-коммунального хозяйства края передано концессионерам недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной концессионными соглашениями общей стоимостью 609,7 млн. рублей.

По состоянию на 1 декабря 2021 года основные условия концессионного соглашения «Реконструкция системы теплоснабжения пос. Чегдомын» выполнены. Объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения построены (реконструированы), введены в эксплуатацию и осуществляют выдачу и передачу тепловой энергии потребителям.

Вместе с тем, результаты экспертно-аналитического мероприятия свидетельствуют о существенных проблемах реализуемых концессионных соглашений, в том числе:

при наличии полномочий, предоставленных концессионными соглашениями и существующие инструменты их реализации, со значительной долей средств краевого бюджета и государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, привлеченных на финансирование мероприятий «Реконструкция системы теплоснабжения пос. Чегдомын» не позволили министерству жилищно-коммунального хозяйства края существенно влиять на ход реконструкции объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения в части устранения концессионером отставания в сроках и своевременного ввода в эксплуатацию объекта. Ввод объекта в эксплуатацию осуществлен с превышением первоначального срока на 1 год;

инвестиционные программы концессионеров не соответствуют требованиям Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 410 (далее - Правила № 410), а именно:

- не содержат перечень мероприятий по подготовке проектной документации;

- не определены плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения, обеспечивающие достижение установленных концессионными соглашениями плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности в установленные им сроки;

- превышение предельных сроков реализации;

- перечень мероприятий не содержит технических характеристик объектов системы централизованного теплоснабжения, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива до и после проведения мероприятий, с выделением мероприятий по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

нарушение сроков государственной регистрации обременения права собственности и прав владения и пользования имуществом концессионного соглашения, установленные Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;

невыполнение министерством жилищно-коммунального хозяйства края, как концедентом, обязательств по подготовке проектной документации по реконструкции объекта. Инициирование заключения дополнительного соглашения к концессионному соглашению с внесением изменений, предусматривающих обязанность концессионера по разработке проектной документации и сметной документации, привело к увеличению стоимости объекта на 12,1 млн. рублей;

концессионером в состав неподконтрольных расходов включены амортизационные отчисления на переданное государственное имущество, представляющее собой объекты системы теплоснабжения, чем обусловлен рост тарифа на тепловую энергию для потребителей на 19,7 процента;

в нарушение пункта 12 части 1 статьи 46 Федерального закона от 21 июня 2015 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ) министерство жилищно-коммунального хозяйства края (организатор конкурса) включило в конкурсную документацию копию Акта осмотра объектов коммунальной инфраструктуры, передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, не соответствующего требованиям к проведению технического обследования объектов теплоснабжения, установленным частью 11 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Методикой комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и Порядка осуществления мониторинга таких показателей, утвержденной приказом Минстроя России от 21 августа 2015 года № 606/пр. Существуют риски признания со стороны антимонопольного органа нарушения порядка организации конкурса (подготовки конкурсной документации), установленного Законом № 115-ФЗ;

представленная министерством жилищно-коммунального хозяйства края информация о внесенных в информационную систему сведениях о концессионных соглашениях не позволяет подтвердить реализацию краем рекомендаций, содержащихся в постановлении Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 года № 74, в части обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления, направленных на формирование результатов мониторинга, оценку проблем и перспектив дальнейшей реализации заключенных концессионных соглашений.

Контрольно-счетной палатой края инициировано открытие и рассмотрение комитетом по ценам и тарифам Правительства края дела о корректировке (пересмотре) тарифов на тепловую энергию для потребителей АО «Хабаровские энергетические системы» по причине включения амортизации по основным средствам, переданным по концессионному соглашению «Реконструкция системы теплоснабжения пос. Чегдомын».

Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства от 19 декабря 2018 года № 40/21 произведена корректировка тарифа на тепловую энергию на 2020 год с исключением амортизации имущества, созданного за счет концедента, в сумме более 26,00 млн. рублей, явившейся причиной роста тарифа на 19,7 процента.

Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия рассмотрено на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты края (протокол от 21 декабря 2021 года № 21) и утверждено приказом Контрольно-счетной палаты края от 21 декабря 2021 года № 114-п.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетной палатой края подготовлена информация Губернатору края.

С учетом предложений Контрольно-счетной палаты края министерством жилищно-коммунального хозяйства края приняты следующие меры по устранению выявленных недостатков и нарушений:

министерством жилищно-коммунального хозяйства края осуществлен контроль достижения плановых значений показателей деятельности концессионера по концессионному соглашению г. Советская Гавань в 2020 году;

котельная пос. Эльбан (далее – котельная) была принята в муниципальную собственность от военного ведомства, ранее эксплуатировавшего котельную для нужд оборонного комплекса и отопления жилого массива. В связи с прекращением потребления тепловой энергии объектами Министерства обороны Российской Федерации единичная мощность котлов на котельной стала превышать присоединенную нагрузку, котельная работала неэффективно. Для привлечения внебюджетных средств на модернизацию котельной на условиях концессии, обеспечения надежного и качественного теплоснабжения объекты теплоснабжения пос. Эльбан были приняты в государственную собственность края.