Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

О результатах совместного контрольного мероприятия на предмет законности и эффективности использования средств краевого бюджета в рамках реализации государственной программы края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае" в 2020, 2021 годы (совместно с контрольно-счетными органами Бикинского, Верхнебуреинского, Вяземского, имени Лазо, Нанайского, Николаевского, Охотского, имени Полины Осипенко, Солнечного, Ульчского, Хабаровского муниципальных районов, городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района, городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края)

О РЕЗУЛЬТАТАХ СОВМЕСТНОГО КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
на предмет законности и эффективности использования средств краевого бюджета в рамках реализации государственной программы края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае" в 2020, 2021 годы (совместно с контрольно-счетными органами Бикинского, Верхнебуреинского, Вяземского, имени Лазо, Нанайского, Николаевского, Охотского, имени Полины Осипенко, Солнечного, Ульчского, Хабаровского муниципальных районов, городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района, городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края)

 

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Хабаровского края (далее – край) на 2022 год проведено совместное контрольное мероприятие на предмет законности и эффективности использования средств краевого бюджета в рамках реализации государственной программы края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае" в 2020, 2021 годах (совместно с контрольно-счетными органами Бикинского, Верхнебуреинского, Вяземского, имени Лазо, Нанайского, Николаевского, Охотского, имени Полины Осипенко, Солнечного, Ульчского, Хабаровского муниципальных районов, городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района, городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края) в министерстве экономического развития Хабаровского края, а также в автономной некоммерческой организации «Краевое агентство содействия предпринимательству» (далее – Минэкономразвития края, АНО "КАСП" соответственно).

По результатам контрольного мероприятия установлено.

Государственная программа края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае" утверждена постановлением Правительства края от 17 апреля 2012 года № 124-пр (далее – государственная программа края "Развитие МСП в Хабаровском крае") в целях создания на территории края благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее также – "самозанятые граждане").

Согласно Стратегии социального и экономического развития края на период до 2030 года1 поддержка малого и среднего бизнеса – неизменный приоритет в социально-экономической политике Правительства края. Одной из важных стратегических задач развития края является превращение края в комфортный регион для ведения бизнеса с высокой долей МСП в экономике края. В соответствии со Стратегией развития края на период до 2030 года плановый рост доли добавленной стоимости, произведенной сектором МСП, к 2030 году составит 35,0 процентов.

Вместе с тем, в составе целевых индикаторов (показателей) государственной программы края "Развитие МСП в Хабаровском крае" не предусмотрены целевые индикаторы и показатели, непосредственно характеризующие достижение задачи по увеличению вклада в экономический рост сектора МСП с долей добавленной стоимости, произведенной сектором МСП до 35 процентов к 2030 году.

Также государственная программа края "Развитие МСП в Хабаровском крае" не содержит следующие целевые показатели, предусмотренные Стратегией развития МСП в Российской Федерации на период до 2030 года2, являющейся основой для разработки и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации:

"Доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей)";

"Прирост высокопроизводительных рабочих мест на малых и средних предприятиях";

"Коэффициент "рождаемости" субъектов малого и среднего предпринимательства (количество созданных в отчетном периоде МСП на 1 тыс. действующих на дату окончания отчетного периода МСП)";

При этом указанные индикаторы характеризуют технологическое развитие субъектов МСП региона, а также предсказуемость региональной финансовой политики.

В нарушение пункта 3.5 Порядка принятия решений о разработке государственных программ края, их формирования и реализации, государственная программа края "Развитие МСП в Хабаровском крае" не содержит методику сбора информации и расчет показателя (индикатора) "Количество уникальных социальных предприятий, включенных в реестр, в том числе получивших комплексные услуги и (или) финансовую поддержку в виде гранта". Показатель определяется на основании отчетных форм Центра "Мой Бизнес".

Кроме того, отсутствует взаимосвязь между объемом финансовой поддержки социального предпринимательства и значением данного показателя (индикатора).

Так, в ходе реализации государственной программы края "Развитие МСП в Хабаровском крае" финансовое обеспечение мероприятия "Оказание комплексных услуг и (или) финансовой поддержки в виде грантов социальным предпринимателям" снижено на 20 990,00 тыс. рублей или более чем в три раза. При этом значение показателя "Количество уникальных социальных предприятий, включенных в реестр, в том числе получивших комплексные услуги и (или) финансовую поддержку в виде гранта" в количестве 68 единиц оставлен неизменным.

Проверкой предоставления муниципальным образованиям края субсидий из краевого бюджета в целях содействия в реализации мероприятий муниципальных программ (подпрограмм) развития и поддержки МСП установлено, что соглашениями о предоставлении субсидий из краевого бюджета установлен показатель "Сохранение рабочих мест". При этом государственной программой края "Развитие МСП в Хабаровском крае":

не определено понятие "Сохранение рабочих мест". Так отсутствует единый подход при определении значения показателя (индикатора) "Сохранение рабочих мест" в случае увольнения работника, в том числе по собственному желанию, без сокращения должности в штатном расписании, утвержденном субъектом МСП;

не установлены значения показателя (индикатора) "Сохранение рабочих мест".

Кроме того, государственной программой края "Развитие МСП в Хабаровском крае", соглашениями о предоставлении субсидий не установлен минимальный срок сохранения рабочих мест субъектами МСП, что позволило в проверяемом периоде субъектам МСП (получателям субсидии) прекратить деятельность спустя год с момента получения субсидии.

С учетом результатов совместного контрольного мероприятия в соответствии с Порядком проведения оценки эффективности реализации государственных программ края проведена интегральная оценка реализации государственной программы края "Развитие МСП в Хабаровском крае", по результатам которой реализация Госпрограммы края:

за 2020 год является недостаточно эффективной;

за 2021 год является эффективной.

Проверкой использования АНО "КАСП" средств субсидий из краевого бюджета установлены следующие нарушения и недостатки:

в нарушение требования заключенных с министерством инвестиционного развития и предпринимательства края соглашений АНО "КАСП" в 2020 – 2021 годы не заведен обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет средств субсидий из краевого бюджета;

АНО "КАСП" при наличии двух клиентских менеджеров, в должностные обязанности которых входит ведение реестра субъектов МСП, произведено расходование средств субсидии в сумме 62,96 тыс. рублей на оплату договоров на оказание услуги по ведению реестра, что оценивается с позиции неэффективного использования средств, полученных из краевого бюджета;

министерством инвестиционного развития и предпринимательства края в отчете о ходе реализации государственной программы края "Развитие МСП в Хабаровском крае" за 2020 год в рамках реализации мероприятия "Создание и (или) развитие АНО "КАСП" завышено фактическое значение показателя (индикатора) "Количество СМСП, самозанятых граждан – получателей поддержки". Так, согласно отчету данный показатель составил 1 420 единиц, что соответствует 100 % выполнению плана. Вместе с тем, согласно отчетам АНО "КАСП" о достижении показателей по состоянию на 31 декабря 2020 года показатель (индикатор) "Количество субъектов МСП, получивших государственную поддержку" составил 760 единиц. Таким образом, министерством инвестиционного развития и предпринимательства края значение данного показателя фактически достигнуто в размере 760 единиц, при плане – 1 420 или на 32,4 %. В соответствии с пунктом 7.3.2 Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ края, мероприятие "Создание и (или) развитие АНО "КАСП" выполнено не в полном объеме;

в 2021 году и.о. министра инвестиционного развития и предпринимательства края 18 ноября 2021 года утвержден документ "Направления расходования субсидий федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации по финансированию центра "Мой бизнес" в 2021 году" по направлениям расходов в объемах, не соответствующих объемам расходов по аналогичным направлениям, утвержденным соглашениями о предоставлении субсидий из краевого бюджета. При этом данный документ нормативными правовыми актами Российской Федерации и края не предусмотрен. В нарушение требований пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка и условий предоставления субсидий АНО "КАСП", приказа министерства финансов края от 18 мая 2021 года № 74П "Об утверждении Типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из краевого бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" соответствующие изменения в соглашения не внесены. В результате в 2021 году АНО "КАСП" допущено направление средств субсидий из краевого бюджета на расходы в объемах, превышающих объемы расходов по направлениям, утвержденным соглашениями о предоставлении субсидий из краевого бюджета, что является нарушением Порядка и условий предоставления субсидий АНО "КАСП", а также условий предоставления субсидий из краевого бюджета, установленных соглашениями;

в нарушение пункта 3.3.1 положения о содействии в популяризации продукции (товаров, работ, услуг) субъектов МСП, утвержденного 20 мая 2020 года Советом АНО "КАСП", АНО "КАСП" не осуществляло в 2020 году регистрацию поступивших заявок субъектов МСП в журнале поступивших заявок.

Отчет по результатам контрольного мероприятия рассмотрен на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты края (протокол от 23 июня 2022 года № 13) и утвержден приказом Контрольно-счетной палаты края от 23 июня 2022 года № 56-п.

 


[1] утверждена постановлением Правительства края от 13 июня 2018 года № 215-пр

[2] утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2016 года № 1083‐р