Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Информация о результатах параллельного со Счетной Палатой Российской Федерации экспертно-аналитического мероприятия "Аудит использования средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями в 2021 – 2023 годах"

В соответствии с пунктом 1.14 и пунктом 1.11 планов работы Контрольно-счетной палаты Хабаровского края (далее – край) на 2023 и 2024 год соответственно Контрольно-счетной палатой края проведено экспертно-аналитическое мероприятие "Аудит использования средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями в 2021 – 2023 годах" (далее – экспертно-аналитическое мероприятие).

Объектами экспертно-аналитического мероприятия являлись Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования (далее – ХКФОМС), министерство здравоохранения Хабаровского края, а также краевые государственные бюджетные учреждения здравоохранения "Вяземская районная больница" (далее – КГБУЗ "Вяземская районная больница"), "Городская поликлиника № 11" (далее – КГБУЗ "Городская поликлиника № 11"), "Краевая клиническая больница" имени профессора О.В. Владимирцева (далее – КГБУЗ "ККБ" имени профессора О.В. Владимирцева).

Численность застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) на начало 2022 года составляла 1 289 694 человека. В течение анализируемого периода численность застрахованных лиц сократилась на 27 660 человек, или на 2,1 % и на конец 2023 года составила 1 262 034 человека.

На конец 2023 года в Реестре медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, состояло 106 медицинских организаций. Из общего числа медицинских организаций доля государственных учреждений здравоохранения составила 65,1 % (69 медицинских организаций), медицинских организаций негосударственной формы собственности – 34,9 % (37 медицинских организаций).

В анализируемом периоде ХКФОМС на финансовое обеспечение организации ОМС израсходовано 90 593,09 млн. рублей, в том числе:
в 2021 году – 28 312,15 млн. рублей;
в 2022 году – 30 085,31 млн. рублей;
в 2023 году – 32 195,63 млн. рублей.

Согласно данным статистической формы № 14-Ф (ОМС) основную долю расходов учреждений здравоохранения (около 70%) в анализируемом периоде составляют затраты на оплату труда работников медицинских организаций (врачи, средний и младший медицинский персонал, а также прочий персонал).

Доля затрат на закупку медикаментов и перевязочных средств в течение анализируемого периода сократилась с 15,1 % в 2021 году до 13,3 % в 2023 году. Отмечается ежегодное увеличение доли расходов на оплату работ, услуг с 7,5 % в 2021 году до 8,6 % в 2023 году
За счет средств ОМС медицинскими организациями производилась уплата штрафных санкций по результатам контроля оказания медицинской помощи, а также за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах, что расценивается как неэффективные расходы.

В 2023 году наблюдается значительное увеличение (в 2,1 раза) объема просроченной кредиторской задолженности по сравнению с 2022 годом, основную долю которой составляет задолженность по платежам в бюджет.

Наличие просроченной кредиторской задолженности по платежам в бюджет влечет начисление штрафов, пеней, что создает риски неэффективных расходов медицинскими организациями.

Анализ ежегодного исполнения показателей по объему оказания медицинской помощи Территориальной программы ОМС показал отклонения при оценке достижения целевых показателей программы.

Достижение показателей, связанных с оказанием амбулаторной медицинской помощи, а также специализированной медицинской помощи в стационарах, рассчитанной на количество койко/пациенто-дней, варьируется в пределах 68,0 % – 97,0 %.

Недостижение ряда показателей по предоставлению медицинской помощи в амбулаторных условиях по посещениям с профилактической целью, в основном обусловлено более низким охватом профилактическими мероприятиями застрахованных лиц в отдаленных районах края, что связано с малой плотностью населения и ограниченной транспортной доступностью (в 15 из 18 муниципальных образований края, расположенных на территории края, плотность населения составляет менее 5 человек на 1 кв.км.), низкой приверженностью населения к прохождению профилактических мероприятий, а также низкой укомплектованностью кадрами.

Результаты экспертно-аналитического мероприятия рассмотрены на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты края.

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен временно исполняющему обязанности Губернатора Хабаровского края.

в соответствии со статьей 15 Закона Хабаровского края от 29.06.2011 № 94 "О Контрольно-счетной палате Хабаровского края" временно исполняющему обязанности Губернатора Хабаровского края направлен отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия, а также предложения поручить министерству здравоохранения края:
- усилить контроль за недопущением увеличения просроченной кредиторской задолженности;
- проработать предложение об увеличении количества бюджетных мест в медицинском институте и колледже, с целью направления выпускников в медицинские организации с низкой укомплектованностью кадрами;
- организовать достоверный учет по показателю "Доля впервые выявленных онкологических заболеваний при профилактических медицинских осмотрах, в том числе в рамках диспансеризации";
- совместно с Территориальным фондом ОМС:
рассмотреть вопрос о разработке и направлении в Министерство здравоохранения Российской Федерации предложений о внесении изменений в методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в части применения показателей результативности деятельности медицинской организации с целью снижения критериев для медицинских организаций, выполнивших показатели деятельности < 40 %, для участия в распределении стимулирующих выплат;
организовать работу по использованию в полном объеме межбюджетных трансфертов, направляемых из Федерального фонда ОМС, на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний.