11.12.2024
В соответствии с пунктом 1.6 плана работы Контрольно-счетной палаты Хабаровского края (далее – край) в IV квартале текущего года проведено экспертно-аналитическое мероприятие "Анализ эффективности существующих механизмов вовлечения в оборот земельных участков на территории Хабаровского края за 2020 – 2024 годы".
В ходе мероприятия проведен анализ состава земель по категориям и видам использования. По состоянию на 1 января 2024 года общая площадь земельного фонда края составила 78 763,3 тыс. га, в его структуре основную часть составляют земли лесного фонда – 92,7 %, земли сельскохозяйственного назначения - 0,5 %.
Проанализированы существующие механизмы вовлечения земельных участков в оборот, в результате установлено, что:
- в течение пятилетнего периода наблюдается увеличение числа и площади вовлекаемых в хозяйственный оборот земельных участков, в их структуре наибольший удельный вес занимают земли, предоставленные в аренду (в 2024 году – 90,2 %);
- эффективность вовлечения в оборот земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, характеризуется поступлением доходов в местные бюджеты. Объем поступлений денежных средств в рамках вовлечения в хозяйственный оборот земель в 2024 году относительно 2020 года увеличился на 503,71 млн рублей, или на 29,6 %, в том числе от продажи земель увеличились на 141,23 млн рублей, или на 79,9 %, от арендной платы – на 362,48 млн рублей, или на 23,7 %.
Кроме того, одним из показателей работы по вовлечению в оборот неиспользуемых земель является поиск и вовлечение в оборот неиспользуемых по назначению земельных участков. Площадь земель, относящихся к фонду перераспределения, увеличилась на 3,7 тыс. га, или на 9,5 %, при этом более половины площади является невостребованной;
- основной объем земель, потенциально возможных к вовлечению в хозяйственный оборот, сосредоточен в составе земель, государственная собственность на которые не разграничена.
По итогам проведенного мероприятия выявлены проблемы в части правовых механизмов вовлечения в оборот земельных участков на территории края, в том числе в рамках механизмов реализации проектов комплексного развития территорий (далее - КРТ), реализации крупных инвестиционных проектов, требующие решения:
- при наличии законодательно закрепленной передачи полномочий по предоставлению земельных участков за краевыми исполнительными органами право распоряжения земельными участками сохраняется за муниципальными образованиями, что создает неопределенность на этапе первичного обращения потенциального инвестора;
- отсутствие детальной информации в исполнительных органах края о наличии и характеристиках потенциально доступных для инвесторов земельных участков негативно отражается на инвестиционной привлекательности региона и увеличивает срок рассмотрения заявки потенциального инвестора;
- обращение и последующая реализация инвесторами проектов на муниципальном уровне, в том числе с применением механизма КРТ, не предусматривает их согласование с Правительством края (за исключением случаев, связанных с передачей полномочий), что затрудняет реализацию единых подходов к развитию территорий, в том числе зафиксированных в мастер-планах развития, и комплексных программах, направленных на развитие инвестиционной привлекательности.
В целях решения вышеуказанных проблем Контрольно-счетной палатой края рекомендовано разработать систему подбора и вовлечения в оборот земель и предусмотреть:
- возможность формирования на региональном уровне перечня (информационного ресурса) свободных земельных участков (земель) с заданными характеристиками, потенциально возможных для реализации проектов развития территорий (инвестиционных проектов);
- возможность резервирования земельных участков с целью обеспечения их наиболее эффективного использования, в соответствии с разработанными мастер-планами развития территорий, а также исключения несогласованного вовлечения в оборот на уровне муниципальных образований края;
- обеспечение развития территорий края в строгом соответствии с разработанными мастер-планами развития территорий;
- расширение практики использования механизма комплексного развития территорий (КРТ), как наиболее перспективного способа вовлечения земель в хозяйственный оборот, в том числе с использованием механизмов "социального обременения" при заключении договоров КРТ, в части дополнительных вложений застройщиков в объекты инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры застраиваемых территорий.
Дополнительно в ходе проведенного мероприятия:
- выявлены и предложены к вовлечению в оборот неиспользуемые земли. Потенциальный объем возможных к вовлечению в оборот мелиорированных сельхозугодий составляет 51,5 тыс. га при этом в отношении данных земель отсутствует информация о функционировании мелиоративных систем, в связи с чем необходим дополнительный анализ на уровне муниципальных образований. В части земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, получено предложение Дальневосточного научно-исследовательского института сельского хозяйства (ХФИЦ ДВО РАН) в целях предотвращения деградации земель рассмотреть возможность передачи находящихся в постоянно (бессрочном) пользовании ХФИЦ ДВО РАН и неиспользуемых земель общей площадью 8 273,7 га в краевую или муниципальную собственность;
- определены резервы повышения доходов от вовлечения в оборот земельных участков за счет урегулирования существующей задолженности по арендной плате. За анализируемый период сумма задолженности по арендной плате за земли сократилась на 290,53 млн рублей, или на 17,9 %. Вместе с тем значительный рост задолженности в течение исследуемого периода отмечен по городскому округу "Город Хабаровск" – на 179,49 млн рублей, Вяземскому муниципальному району – на 10,51 млн рублей; Советско-Гаванскому муниципальному району – на 31,06 млн рублей, в относительных величинах по Охотскому муниципальному округу – в 39,4 раза, Аяно-Майскому муниципальному району – в 13,1 раза, Советско-Гаванскому муниципальному району – в 2,9 раза. Рост объемов задолженности в отдельных муниципальных образованиях края свидетельствует о наличии резервов по повышению доходов местных бюджетов от вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков.
Отчет по мероприятию, утвержденный Коллегией Контрольно-счетной палаты края, направлен в адрес Губернатора края.
В соответствии со статьей 15 Закона Хабаровского края от 29.06.2011 № 94 "О Контрольно-счетной палате Хабаровского края" Губернатору Хабаровского края направлен отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия "Анализ эффективности существующих механизмов вовлечения в оборот земельных участков на территории Хабаровского края за 2020 – 2024 годы", в котором предложено дать поручение профильным исполнительным органам Хабаровского края разработать систему подбора и вовлечения в оборот земель и предусмотреть:
- возможность формирования на региональном уровне перечня (информационного ресурса) свободных земельных участков (земель) с заданными характеристиками, потенциально возможных для реализации проектов развития территорий (инвестиционных проектов);
- возможность резервирования земельных участков с целью обеспечения их наиболее эффективного использования, в соответствии с разработанными мастер-планами развития территорий, а также исключения несогласованного вовлечения в оборот на уровне муниципальных образований края;
- обеспечение развития территорий края в строгом соответствии с разработанными мастер-планами развития территорий;
- расширение практики использования механизма комплексного развития территорий (КРТ), как наиболее перспективного способа вовлечения земель в хозяйственный оборот, в том числе с использованием механизмов "социального обременения" при заключении договоров КРТ, в части дополнительных вложений застройщиков в объекты инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры застраиваемых территорий.