Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Заключение на проект закона Хабаровского края № ЗП-VI-242 «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

Заключение Контрольно-счетной палаты Хабаровского края на проект закона Хабаровского края № ЗП-VI-242 «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – проект закона, край) подготовлено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законов Хабаровского края от 25.07.2007 № 133 «О бюджетном процессе в Хабаровском крае», от 29.06.2011 № 94 «О Контрольно-счетной палате Хабаровского края».

Проект закона внесен Губернатором края в Законодательную Думу края в срок, установленный Законом края от 28.09.2016 № 201 «О сроке внесения в Законодательную Думу Хабаровского края проекта закона Хабаровского края «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и проекта закона Хабаровского края «О бюджете Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Основные характеристики и иные показатели краевого бюджета в проекте закона, а также перечень и содержание документов, представленных одновременно с ним, соответствуют требованиям, установленным статьями 184.1 и 184.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, статьями 3 и 4 Закона края № 133.

При подготовке заключения Контрольно-счетная палата края учитывала необходимость реализации положений Стратегии социального и экономического развития края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства края от 13.01.2009 № 1-пр (далее – Стратегия), с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, а также в основных направлениях налоговой политики и бюджетной политики Хабаровского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, одобренных Правительством Хабаровского края 30 августа 2016 года.

Формирование краевого бюджета на 2017 – 2019 годы предлагается осуществлять на основе умеренного варианта прогноза социально-экономического развития края, в том числе темпов роста валового регионального продукта в сопоставимых ценах – 101,3 процента; фонда оплаты труда 104,2 процента,  индекса потребительских цен 107,0 процента; снижения среднегодовой стоимости основных средств организаций на 2,0 процента и налогооблагаемой прибыли на 5,6 процента.

 

1. Общая характеристика проекта закона «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и основных параметров краевого бюджета

Содержание проекта закона в целом соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Проект закона не предполагает увязывания расходов с определенными видами доходов и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением субсидий и субвенций, получаемых из федерального бюджета, что соответствует принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, установленного статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

Краевой бюджет на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформирован в структуре государственных программ Хабаровского края.

Динамика основных характеристик краевого бюджета представлена в приложении 1 к заключению.

Динамика основных показателей краевого бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов характеризуется постепенным снижением доли доходов по отношению к валовому региональному продукту (далее – ВРП) с 9,78 процента в 2017 году до 8,81 процента в 2019 году, а также сокращением общего объема расходов с 11,19 до 8,81 процента ВРП.

Доходы краевого бюджета на 2017 год прогнозируются в сумме 67 990,5 млн. рублей, что ниже законодательно утвержденного плана 2016 года на 3 802,6 млн. рублей, или на 5,3 процента, на 2018 год – 69 150,1 млн. рублей (101,7 % к 2017 году), на 2019 год – 70 558,4 млн. рублей (102,0 % к 2018 году).

В целях обеспечения расходов краевого бюджета в максимальной степени собственными доходными источниками доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов краевого бюджета прогнозируется с увеличением с 84,6 процента в 2017 году до 86,1 процента в 2019 году.

Доля безвозмездных поступлений в общем объеме доходов краевого бюджета сокращается с 15,4 процента в 2017 году до 13,9 процента в 2019 году.

Вместе с тем, зависимость краевого бюджета от доходов в виде безвозмездных поступлений (в том числе без учета субвенций, имеющих целевое направление расходования) остается высокой.

В общем объеме доходов консолидированного бюджета края на 2017 год (86 190,12 млн. рублей) доля доходов краевого бюджета прогнозируется в объеме 78,9 процента, на 2018 - 2019 годы – 78,8 и 78,7 процента соответственно.

Расходы краевого бюджета на 2017 год прогнозируются в сумме 77 754,2 млн. рублей, что ниже плана 2016 года на 4 975,4 млн. рублей, или на 6,0 процента, на 2018 год – 76 150,6 млн. рублей (97,9 % к 2017 году), на 2019 год – 70 558,4 млн. рублей (92,7 % к 2018 году).

Предусматривается снижение расходов краевого бюджета в 2017 году против ожидаемого исполнения за 2016 год на 7,6 процента.

Расходы на межбюджетные трансферты местным бюджетам из краевого бюджета предлагается сократить с 22 621,3 млн. рублей в 2017 году до 20 666,8 млн. рублей в 2019 году. Вместе с тем, их доля в общих расходах краевого бюджета в 2017 году составит 29,1 процента, в 2018 году – 28,3 процента, в 2019 году – 29,3 процента, что может свидетельствовать о сохранении зависимости местных бюджетов от межбюджетных трансфертов из краевого бюджета.

В общем объеме расходов консолидированного бюджета края на 2017 год (98 855,8 млн. рублей) доля расходов краевого бюджета прогнозируется в объеме 78,6 процента, на 2018 год – 78,5 процента, на 2019 год – 77,1 процента.

В проекте закона объемы предусмотренных расходов на 2017 - 2018 годы соответствуют суммарным объемам доходов и поступлений источников финансирования дефицита бюджета, на 2019 год объем расходов равен объему доходов, что соответствует принципу сбалансированности бюджета, установленному статьей 33 БК РФ.

Проект краевого бюджета на 2017 год сформирован с дефицитом в сумме 9 763,7 млн. рублей (1,4 % к ВРП), на 2018 год – 7 000,51 млн. рублей (0,94 % к ВРП).

Размер дефицита краевого бюджета на 2017 год составит 17,0 процента по отношению к общему годовому объему доходов краевого бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений на 2017 год и превысит ограничение, установленное статьей 92.1 БК РФ, в пределах суммы поступлений от продажи акций, находящихся в краевой государственной собственности (67,6 млн. рублей), снижения остатков средств на счетах по учету средств краевого бюджета (1 961,6 млн. рублей), что соответствует требованию бюджетного законодательства.

В источниках финансирования дефицита краевого бюджета на 2017 год кредиты кредитных организаций запланированы в объеме 13 419,9 млн. рублей. Предусматриваются существенные заимствования на внутреннем финансовом рынке в объеме 30 179,9 млн. рублей, а также погашение долговых обязательств в объеме 16 760,0 млн. рублей.

Размер дефицита краевого бюджета на 2018 год составит 11,8 процента утвержденного общего годового объема доходов краевого бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений на 2018 год и не превышает ограничение, установленное статьей 92.1 БК РФ.

Краевой бюджет на 2019 год предполагается с нулевым дефицитом в связи с тем, что в 2018 году уровень государственного долга края приблизится к предельному значению, установленному статьей 107 БК РФ.

Объем государственного долга края составит:

на 01.01.2018 г. – 46 674,7 млн. рублей (81 % от объема налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета);

на 01.01.2019 г. – 53 422,1 млн. рублей (90 %);

на 01.01.2020 г. – 53 169,7 млн. рублей (87,5 %).

Виды долговых обязательств, прогнозируемые в структуре государственного долга края, соответствуют видам, установленным для субъекта Российской Федерации статьей 99 БК РФ.

Как отмечено в основных направлениях бюджетной политики Хабаровского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, рост уровня долговых обязательств края негативно отражается на оценке региона кредиторами в качестве заемщика. В результате возможно ухудшение условий предоставления краю кредитных ресурсов кредитными организациями, в том числе сокращение сроков выборки кредитов и увеличение процентных ставок, сокращение числа кредитных организаций, желающих принять участие в аукционах на закупку финансовых услуг по предоставлению кредитов.

Такие условия увеличивают риски необеспечения потребностей края в заемных средствах, в том числе для рефинансирования текущих долговых обязательств.

По отношению к ВРП государственный долг края снизится с 6,72 процента в 2017 году до 6,64 процента от ВРП в 2019 году. Расходы на обслуживание государственного долга прогнозируются в объеме 2 504,0 млн. рублей в 2017 году с увеличением до 3 427,6 млн. рублей в 2019 году. Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов краевого бюджета прогнозируется с увеличением с 3,2 процента в 2017 году до 4,9 процента в 2019 году.

Управление государственным долгом края будет осуществляться на основании Программ государственных внутренних заимствований края на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, которые сформированы с учетом требований статьи 106 БК РФ.

Общие объемы заимствований, предусмотренные данными Программами, прогнозируется на 2017 год в сумме 7 736,7 млн. рублей, на 2018 год – в сумме 6 747,3 млн. рублей, на 2019 год – в сумме «минус» 252,4 млн. рублей.

Согласно приложению № 51 к проекту закона «Программа государственных гарантий края на 2017 год» предоставление государственных гарантий края на 2017 год не планируется. На исполнение государственных гарантий края по возможным гарантийным случаям, на 2017 год предусмотрено 8,3 млн. рублей (за счет источников финансирования дефицита краевого бюджета).

Контрольно-счетная палата края отмечает, что на 2018 – 2019 годы Программы государственных гарантий края в проекте закона отсутствуют.

 

2. Доходы краевого бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

В целях обеспечения стабильного исполнения бюджета формирование доходов краевого бюджета выполнено на основе умеренного (консервативного) варианта прогноза социально-экономического развития края.

Проектом закона доходы краевого бюджета утверждаются на трехлетний период, из них на 2017 год общий объем доходов предлагается утвердить в сумме 67 990,5 млн. рублей, что на 3 802,6 млн. рублей, или на 5,3 процента меньше плановых назначений на 2016 год, и от ожидаемого исполнения краевого бюджета за 2016 год – на 7 257,3 млн. рублей или на 9,6 процента, в том числе:

налоговые и неналоговые доходы уменьшаются на 870,2 млн. рублей, или на 1,5 процента от плановых назначений 2016 года, от ожидаемого исполнения краевого бюджета за 2016 год – на 2 901,9 млн. рублей или на 4,8 процента;

безвозмездные поступления снижаются на 2 932,4 млн. рублей или на 21,9 процента от плановых назначений, от ожидаемого исполнения за 2016 год – на 4 355,3 млн. рублей или на 29,4 процента.

На формирование налоговых и неналоговых доходов в основном повлияли изменения законодательства Российской Федерации и предлагаемые Правительством Российской Федерации изменения, вступающие в действие с 1 января 2017 года:

индексация ставок акцизов в 2017 году на алкогольную продукцию на 4,6 процента, на пиво на 5 процента, снижение ставки по акцизам на нефтепродукты в среднем на 8,7 процентов;

при расчете транспортного налога учтен налоговый вычет (льгота) в отношении отдельных категорий транспортных средств;

учтено применение коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого, по налогу на добычу полезных ископаемых для организаций, осуществляющих капитальные вложения в рамках реализации инвестиционных проектов по производству товаров, в отношении вновь введенных месторождений;

увеличение ставок по налогу на имущество в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередач, а также планируемые изменения Налогового кодекса Российской Федерации (в части стимулирования развития и обновления инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования), в соответствии с которым налоговая ставка в отношении железнодорожных путей на 2016 год останется на уровне 2015 года в размере 1 процента;

учтено прекращение действия специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 1 января 2021 года.

Следует отметить, что прогнозные  поступления налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета на плановый период 2018 и 2019 годов  увеличиваются по отношению к 2017 году на 3,2 процента и на 2,4 процента, соответственно.

В структуре доходов краевого бюджета основными являются налоги на прибыль, доходы, имущество и акцизы, их доля в составе налоговых и неналоговых доходов составляет 89,9 процента.

В общем объеме налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета наибольший удельный вес, или 98,0 процента на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов составят налоговые доходы. 

Налоговые доходы краевого бюджета в 2017 году прогнозируются со снижением к предыдущему году на 2 724,3 млн. рублей или на 4,6 процента, в 2018 и 2019 годах – с ростом к 2017 году на 3,2 процента и на 2,4 процента, соответственно.

Неналоговые доходы краевого бюджета в 2017 году снижаются к оценке 2016 года на 13,4 процента или на 177,7 млн. рублей, что обусловлено сокращением доходов от продажи имущества и земель, находящихся в государственной собственности. Также сокращаются доходы от компенсации затрат государства, прочие неналоговые доходы, платежи при пользовании природными ресурсами и штрафы.

В 2018 году неналоговые доходы составят 1 183,1 млн. рублей с ростом к 2017 году на 2,7 процента, или на 31,1 млн. рублей, в 2019 году – 1 219,8 млн. рублей с ростом к 2018 году на 3,1 процента, или на 36,8 млн. рублей.

Объем безвозмездных поступлений в краевой бюджет прогнозируется в 2017 году в сумме 10 483,1 млн. рублей, или 78,1процента к уровню 2016 года, в 2018 году – 9 829,6 млн. рублей, или 93,8 процента к уровню 2017 года, в 2019 году – 9 829,8 млн. рублей, или 100,0 процента, в том числе:

объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета запланирован на 2017 год в сумме 10 397,3 млн. рублей или 78,5 процента к плановым назначениям 2016 года, в 2018 году – 9 824,5 млн. рублей или 94,5процента к уровню 2017 года, в 2019 году – 9 824,5 млн. рублей - на уровне 2018 года;

средства из Фонда содействия реформированию ЖКХ составят в 2017 году в сумме 81,0 млн. рублей или 39,4 процента к уровню 2016 года, на плановый период 2018 и 2019 годов поступления не запланированы;

прочие безвозмездные поступления прогнозируются в 2017 году в сумме 4,8 млн. рублей или 104,3 процента к уровню 2016 года, в 2018 году – 5,0 млн. рублей или 104,1 процента к уровню 2017 года, в 2019 году – 5,3 млн. рублей, или 106,0 процента к уровню 2018 года.

Согласно Пояснительной записке, при подготовке к рассмотрению во втором чтении данного проекта закона объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета будет изменен в соответствии с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», результатами распределения дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и единой субвенции на 2017 год.

 

4. Расходы краевого бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

Проект краевого бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформирован в программной структуре расходов на основе 32 государственных программ края (далее – госпрограммы), утвержденных постановлениями Правительства края. Распоряжением Правительства края от 28.10.2013 № 809-рп (в ред. от 04.07.2016) в Перечень государственных программ края, включено 34 госпрограммы.

По состоянию на 20 октября 2016 года не утверждены: госпрограмма «Развитие промышленного производства в Хабаровском крае», а также госпрограмма «Стимулирование инвестиционной деятельности, реализация комплексных инвестиционных проектов, формирование территорий опережающего социально-экономического развития в Хабаровском крае» взамен действующей в 2016 году госпрограммы «Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края».

Кроме того, в проект закона не включена госпрограмма «Развитие рыбохозяйственного комплекса Хабаровского края», утвержденная постановлением Правительства края от 27.12.2013 № 466-пр, по причине отсутствия планируемых бюджетных ассигнований на ее реализацию, поступающих из федерального бюджета.

В составе документов к проекту закона представлены паспорта 31 утвержденной госпрограммы из 32-х включенных в проект закона.

Следует отметить, что только по одной госпрограмме («Развитие молодежной политики в Хабаровском крае») объем бюджетных ассигнований на ее финансовое обеспечение соответствует объему ресурсного обеспечения в паспорте госпрограммы, утвержденной постановлением Правительства края.

Таким образом, ответственными исполнителями госпрограмм края своевременно не подготовлены изменения в паспорта госпрограмм края в части планирования ресурсного обеспечения мероприятий госпрограмм за счет средств краевого бюджета на 2017 год.

Кроме того, в паспорте госпрограммы «Развитие лесного хозяйства в Хабаровском крае» (2013 - 2020 годы), утвержденной постановлением Правительством края от 09.06.2012 № 195-пр (в ред. от 30.04.2014), объем ресурсного обеспечения за счет средств краевого бюджета утвержден общей суммой на 2017 - 2020 годы, т.е. 2017 год не обособлен, что исключает возможность сравнительного анализа предусмотренных средств краевого бюджета в паспорте госпрограммы и бюджетных ассигнований на ее реализацию в проекте закона.

В соответствии с проектом закона объем бюджетных ассигнований на реализацию 32 госпрограмм на 2017 год составляет 72 033,4 млн. рублей, на 2018 год – 69 209,1 млн. рублей, на 2019 год – 63 010,5 млн. рублей.

По сравнению с ожидаемым исполнением программных расходов краевого бюджета за 2016 год планируемый объем бюджетных ассигнований на реализацию госпрограмм на 2017 год снижен на 6 317,1 млн. рублей, или на 8,1 процента.

Наибольшее сокращение бюджетных ассигнований по сравнению с ожидаемым исполнением за 2016 год  предусматривается по госпрограммам:

«Развитие транспортной системы Хабаровского края» - на 1 971,2 млн. рублей, или на 33,6 процента, что обусловлено сокращением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства краевой и муниципальной собственности, сокращением расходов по железнодорожному, воздушному и автомобильному транспорту, уменьшением бюджетных ассигнований из федерального бюджета;

«Развитие здравоохранения Хабаровского края» - на 1 099,5 млн. рублей, или на 7,4 процента. Согласно пояснительной записке к проекту закона основными факторами, повлиявшими на динамику расходов бюджетных ассигнований по программе, являются: снижение объемов бюджетных ассигнований из федерального бюджета; изменение объемов капитальных вложений в объекты здравоохранения; оптимизация расходов краевого бюджета с учетом приоритетных направлений;

«Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» - на 898,6 млн. рублей, или на 36,3 процента. Согласно пояснительной записке основными факторами, повлиявшими на динамику расходов по госпрограмме, являются: определение расходов без учета объемов бюджетных ассигнований из федерального бюджета; изменение объема капитальных вложений, направляемым в рамках Перечня краевых адресных инвестиционных проектов; исключение бюджетных ассигнований по мероприятию «Реализация мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., в том числе на основании судебных решений, вступивших в законную силу» в связи с завершением его реализации;

«Развитие социальной защиты населения Хабаровского края» - на 738,3 млн. рублей, или на 7,3 процента. Основными факторами, повлиявшими на динамику расходов по данной госпрограмме, являются оптимизация бюджетных расходов на содержание сети учреждений социального обслуживания и социальной поддержки; изменение численности граждан, имеющих право на меры социальной поддержки.

Анализ расходов краевого бюджета в разрезе госпрограмм на 2017 год отражен в Приложении 3 к данному заключению.

Анализ распределения расходов на 2017 год в разрезе госпрограмм показал, что наибольший удельный вес в структуре программных расходов занимают расходы на реализацию 3 госпрограмм (объем финансирования каждой из которой составляет более 10 000,0 млн. рублей):

         госпрограмма «Развитие образования в Хабаровском крае» – 25,3 процента (19 682,8 млн. рублей);

госпрограмма «Развитие здравоохранения Хабаровского края» – 17,8 процента (13 855,3 млн. рублей);

         госпрограмма «Развитие социальной защиты населения Хабаровского края» – 17,1 процента (13 272,1 млн. рублей).

Бюджетные ассигнования краевого бюджета по непрограммной части составят в 2017 году 5 720,8 млн. рублей, в 2018 году – 6 941,5 млн. рублей, в 2019 году – 7 547,9 млн. рублей.

Программная часть расходов краевого бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов составит 92,6 процента, 90,9 процента, 89,3 процента соответственно от общего объема расходов краевого бюджета, непрограммная часть – 7,4 процента, 9,1 процента, 10,7 процента соответственно. Увеличение доли непрограммной части в 2018 и 2019 годах обусловлено закладываемыми в проект краевого бюджета условно утвержденными расходами (согласно ст. 184.1. БК РФ они должны составлять на первый и второй год планового периода не менее 2,5 % и 5,0 % соответственно от общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение). Условно утвержденные расходы краевого бюджета прогнозируются на 2018 год в сумме 1 758,4 млн. рублей (2,4 %), на 2019 год – 3 171,9 млн. рублей (4,8 %).

Суммарный объем программной и непрограммной частей расходов краевого бюджета соответствует объему расходов, утверждаемому ведомственной структурой расходов краевого бюджета.

Согласно проекту закона непрограммные расходы краевого бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов обеспечивают реализацию функций законодательной и исполнительной власти края, уполномоченных представителей в крае, Контрольно-счетной палаты края, Избирательной комиссии края, комитета Правительства края по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариусов и административных комиссий, а также краевых государственных учреждений.

Анализ ведомственной структуры расходов краевого бюджета показывает, что в 2017 году и в плановом периоде 2018 и 2019 годов расходы краевого бюджета планируются в разрезе 31 главного распорядителя бюджетных средств (Приложение 4).

Наибольшие объемы бюджетных ассигнований предусмотрены по министерству социальной защиты населения края, министерству образования и науки края, министерству здравоохранения края, которые в целом по указанным главным распорядителям в 2017 году составят 58,9 процента общего объема бюджетных ассигнований.

Анализ межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета, приведен в следующей таблице.

 

(млн. рублей)

Наименование показателя

2016 год

План

2017 год

Прогноз

2018 год

Прогноз

2019 год

Прогноз

Сумма

% к предыдущему году

Сумма

% к предыдущему году

Сумма

% к предыдущему году

1

2

3

4

5

6

7

8

Дотации

307,5

192,3

62,5

199,8

103,9

206,1

103,2

Субсидии

5 097,2

5 864,3

115,0

4 814,7

82,1

4 663,4

96,9

Субвенции

4 235,8

5 231,6

123,5

4 810,4

91,9

4 742,5

98,6

Иные межбюджетные трансферты

11 844,1

11 333,0

95,7

11 760,3

103,8

11 054,8

94,0

Всего

21 484,6

22 621,2

105,3

21 585,2

95,4

20 666,8

95,7

 

Анализ межбюджетных трансфертов, прогнозируемых к предоставлению из краевого бюджета местным бюджетам в 2017 году показал, что объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований края уменьшен на 37,5 процента, объем субсидий увеличен на 15,5 процента, объем субвенций увеличен на 23,5 процента; объем иных межбюджетных трансфертов уменьшен на 4,3 процента по сравнению с планом на 2016 год.

Объемы бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, предусматриваются в 2017 году по сравнению с текущим годом со снижением на 9,2 процента в сумме 9 893,4 млн. рублей, в 2018 году со снижением к 2017 году на 1,1 процента в сумме 9 779,8 млн. рублей, и в 2019 году – на 13,7 процента, в сумме 8 539,7 млн. рублей. В структуре общих расходов краевого бюджета указанные расходные обязательства составят: в 2017 году – 12,7 процента; в 2018 году – 12,8 процента, в 2019 году – 12,1 процента, (в 2016 году – 13,2 %).

Размер резервного фонда Правительства края на 2017 год прогнозируется в сумме 101,2 млн. рублей, на плановый период 2018 и 2019 годов – 97,8 млн. рублей и 81,5 млн. рублей соответственно, что составляет 0,13 процента прогнозируемого общего объема расходов краевого бюджета на 2017 год и по 0,13 и 0,12 процента на плановый период 2018 и 2019 годов, и не превышает ограничения, установленного статьей 81 БК РФ.

Размер Резервного фонда края на 2017 год прогнозируется в объеме 232,8 млн. рублей; на 2018 год – 240,2 млн. рублей; на 2019 год – 245,9 млн. рублей, что соответствует требованиям статьи 2 Закона края от 25.07.2012 № 207 «О Резервном фонде Хабаровского края».

Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда края на 2017 год составляет 3 186,9 млн. рублей, что на 2 039,3 млн. рублей меньше объема расходов дорожного фонда края на 2016 год, утвержденного Законом края от 09.12.2015 № 146 «О краевом бюджете на 2016 год». Объем расходов дорожного фонда края на 2018 год прогнозируется в сумме 3 201,7 млн. рублей и на 2019 год в сумме 3 324,4 млн. рублей.

Проектом закона предусмотрено предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов, и осуществления мероприятий, связанных с обеспечением поставок топлива в муниципальные районы края, предупреждением чрезвычайных ситуаций и ликвидацией их последствий, предоставляемых на возвратной основе без уплаты процентов, в соответствии с требованиями, установленными статьями 93.2 и 93.3 БК РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в сумме 97,2 млн. рублей на каждый год, в том числе на срок в пределах соответствующего года в сумме 97,2 млн. рублей.

Проектом закона с соблюдением требований статьи 80 БК РФ планируется предоставление бюджетных инвестиций в виде взноса в уставный капитал ОАО «Портовая особая экономическая зона «Советская гавань» на 2017 год в объеме 125,0 млн. рублей, на 2018 и 2019 годы по 100,0 млн. рублей ежегодно, в целях создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры портовой особой экономической зоны. Кроме того, на 2017 год предусмотрены бюджетные инвестиции в виде взноса в уставный капитал АО «Хабаровскводтранс» в целях оплаты лизинговых платежей и получения банковской гарантии при совершении сделки по выкупу судна А45-2 в объеме 49,5 млн. рублей.

 

5. Дефицит краевого бюджета

Проектом закона предусмотрено формирование краевого бюджета на 2017 год с дефицитом в размере 9 763,7 млн. рублей, что меньше на 1 172,7 млн. рублей или на 10,7 процента, по сравнению с утвержденным размером дефицита на 2016 год Законом края от 09.12.2016 № 146 «О краевом бюджете на 2016 год) (в ред. от 09.06.2016). В 2018 году прогнозируется уменьшение дефицита до 7 000,5 млн. рублей, в 2019 году – без дефицита.

Состав источников внутреннего финансирования дефицита краевого бюджета соответствует требованиям статьи 95 БК РФ.

Анализ источников финансирования дефицита краевого бюджета на 2017 год приведен в приложении № 5.

Анализ структуры источников финансирования дефицита краевого бюджета показывает, что основными источниками в 2017 году остаются  государственные заимствования, среди которых основную долю составляют кредиты кредитных организаций. По сравнению с 2016 годом их объем увеличен на 4 961,8 млн. рублей, или на 58,7 процента.

Привлечение средств за счет кредитов кредитных организаций составит в 2017 году 30 179,9 млн. рублей, что выше плановых показателей, предусмотренных Законом края № 146 «О краевом бюджете на 2016 год» (в ред. от 09.06.2016) на 11 221,8 млн. рублей. Для погашения предусматривается направить в 2017 году по данному виду заимствований 16 760,0 млн. рублей.

Получение бюджетных кредитов в 2017 году не предусмотрено. Планируется их погашение в сумме 5 683,2 млн. рублей.

В составе иных источников внутреннего финансирования дефицита бюджета, предусмотрены средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в сумме 67,6 млн. рублей.

Бюджетные назначения по бюджетным кредитам, предоставленным внутри страны в валюте Российской Федерации, на 2017 год запланированы в сумме 6,2 млн. рублей, в том числе:

бюджетные кредиты местным бюджетам для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов, и осуществления мероприятий, связанных с предупреждением чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидацией их последствий (выдача и возврат в сумме 97,2 млн. рублей);

возврат бюджетных кредитов, предоставленных юридическим лицам из краевого бюджета в сумме 6,2 млн. рублей.

Кроме того, в составе иных источников внутреннего финансирования дефицита бюджета предусмотрено исполнение государственных гарантий края по возможным гарантийным случаям с правом регрессного требования гаранта к принципалу в 2017 году в сумме «минус» 8,3 млн. рублей.

Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов запланировано в сумме 1 961,5 млн. рублей.

 

Выводы и предложения:

Проект закона Хабаровского края «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» направлен на решение важнейших задач, связанных с обеспечением макроэкономической стабильности, устойчивости и сбалансированности краевого бюджета, формирования и исполнения краевого бюджета на основе государственных программ, проведения структурных реформ в социальной сфере с учетом оптимизации действующих расходных обязательств.

Содержание проекта закона соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации.

В целях обеспечения стабильного исполнения бюджета в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов его формирование произведено на основе умеренного варианта прогноза социально-экономического развития, в том числе темпов роста ВРП в сопоставимых ценах – 101,3 процента; фонда оплаты труда 104,2 процента; индекса потребительских цен 107,0 процента; снижения среднегодовой стоимости основных средств организаций на 2,0 процента и налогооблагаемой прибыли на 5,6 процента.

Динамика основных показателей краевого бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов характеризуется постепенным снижением доли доходов по отношению к ВРП с 9,78 процента в 2017 году до 8,81 процента в 2019 году, а также сокращением общего объема расходов с 11,19 до 8,81 процента ВРП.

Доходы краевого бюджета на 2017 год прогнозируются в сумме 67 990,5 млн. рублей, что ниже законодательно утвержденного плана 2016 года на 3 802,6 млн. рублей, или на 5,3 процента, на 2018 год – 69 150,1 млн. рублей (101,7 % к 2017 году), на 2019 год – 70 558,4 млн. рублей (102,0 % к 2018 году).

В целях обеспечения расходов краевого бюджета в максимальной степени собственными доходными источниками доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов краевого бюджета прогнозируется с увеличением с 84,6 процента в 2017 году до 86,1 процента в 2019 году.

Доля безвозмездных поступлений в общем объеме доходов краевого бюджета сокращается с 15,4 процента в 2017 году до 13,9 процента в 2019 году.

Расходы краевого бюджета на 2017 год прогнозируются в сумме 77 754,2 млн. рублей, что ниже плана 2016 года на 4 975,4 млн. рублей, или на 6,0 процента, на 2018 год – 76 150,6 млн. рублей (97,9 % к 2017 году), на 2019 год – 70 558,4 млн. рублей (92,7 % к 2018 году).

Предусматривается снижение расходов краевого бюджета в 2017 году против ожидаемого исполнения за 2016 год на 7,6 процента.

В проекте закона объемы предусмотренных расходов на 2017 - 2018 годы соответствуют суммарным объемам доходов и поступлений источников финансирования дефицита бюджета, на 2019 год объем расходов равен объему доходов, что соответствует принципу сбалансированности бюджета, установленному статьей 33 БК РФ.

Проект краевого бюджета на 2017 год сформирован с дефицитом в сумме 9 763,7 млн. рублей (1,4 % к ВРП), на 2018 год – 7 000,51 млн. рублей (0,94 % к ВРП).

Размер дефицита краевого бюджета на 2017 год составит 17,0 процента по отношению к общему годовому объему доходов краевого бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений на 2017 год и превысит ограничение, установленное статьей 92.1 БК РФ, в пределах суммы поступлений от продажи акций, находящихся в краевой государственной собственности (67,6 млн. рублей), снижения остатков средств на счетах по учету средств краевого бюджета (1 961,6 млн. рублей), что соответствует требованию бюджетного законодательства.

В источниках финансирования дефицита краевого бюджета на 2017 год предусматриваются существенные заимствования на внутреннем финансовом рынке в объеме 30 179,9 млн. рублей, а также погашение долговых обязательств в объеме 16 760,0 млн. рублей.

Размер дефицита краевого бюджета на 2018 год составит 11,8 процента утвержденного общего годового объема доходов краевого бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и не превышает ограничение, установленное статьей 92.1 БК РФ.

Краевой бюджет на 2019 год предполагается с нулевым дефицитом в связи с тем, что в 2018 году уровень государственного долга края приблизится к предельному значению, установленному статьей 107 БК РФ.

Объем государственного долга края составит:

на 01.01.2018 г. – 46 674,7 млн. рублей (81,2 % от объема налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета);

на 01.01.2019 г. – 53 422,1 млн. рублей (90,1 %);

на 01.01.2020 г. – 53 169,7 млн. рублей (87,6 %).

Виды долговых обязательств, прогнозируемые в структуре государственного долга края, соответствуют видам, установленным для субъекта Российской Федерации статьей 99 БК РФ.

Как отмечено в основных направлениях бюджетной политики Хабаровского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, рост уровня долговых обязательств края негативно отражается на оценке региона кредиторами в качестве заемщика. В результате возможно ухудшение условий предоставления краю кредитных ресурсов кредитными организациями, в том числе сокращение сроков выборки кредитов и увеличение процентных ставок, сокращение числа кредитных организаций, желающих принять участие в аукционах на закупку финансовых услуг по предоставлению кредитов.

Такие условия увеличивают риски необеспечения потребностей края в заемных средствах, в том числе для рефинансирования текущих долговых обязательств.

По отношению к ВРП государственный долг края снизится с 6,72 процента в 2017 году до 6,64 процента от ВРП в 2019 году.

Расходы на обслуживание государственного долга прогнозируются в объеме 2 504,0 млн. рублей в 2017 году с увеличением до 3 427,6 млн. рублей в 2019 году. Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов краевого бюджета прогнозируется с увеличением с 3,2 процента в 2017 году до 4,9 процента в 2019 году.

Управление государственным долгом края будет осуществляться на основании Программ государственных внутренних заимствований края на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, которые сформированы с учетом требований статьи 106 БК РФ.

Общие объемы заимствований, предусмотренные данными Программами, прогнозируется на 2017 год в сумме 7 736,7 млн. рублей, на 2018 год – в сумме 6 747,3 млн. рублей, на 2019 год – в сумме «минус» 252,4 млн. рублей.

Предоставление государственных гарантий края на 2017 год не планируется. На исполнение государственных гарантий края по возможным гарантийным случаям, на 2017 год предусмотрено 8,3 млн. рублей (за счет источников финансирования дефицита краевого бюджета).

На 2018 – 2019 годы Программы государственных гарантий края в проекте закона отсутствуют.

Проект краевого бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформирован в программной структуре расходов на основе 32 государственных программ края, утвержденных постановлениями Правительства края.

Программная часть расходов краевого бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов составит 92,6 процента, 90,9 процента и 89,3 процента соответственно от общего объема расходов краевого бюджета, непрограммная часть – 7,4 процента, 9,1 процента, 10,7 процента соответственно.

Бюджетные ассигнования краевого бюджета по непрограммной части составят в 2017 году 5 720,8 млн. рублей, в 2018 году – 6 941,5 млн. рублей, в 2019 году – 7 547,9 млн. рублей.

 

Контрольно-счетная палата края предлагает:

Правительству Хабаровского края ко второму чтению проекта закона утвердить государственные программы края «Развитие промышленного производства в Хабаровском крае» и «Стимулирование инвестиционной деятельности, реализация комплексных инвестиционных проектов, формирование территорий опережающего социально-экономического развития в Хабаровском крае»,  и в рамках объемов их ресурсного обеспечения за счет средств краевого бюджета на период 2017 – 2019 годы внести изменения в части расходов краевого бюджета в данный проект закона;

 

Контрольно-счетная палата края полагает, что проект закона края «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» может быть принят Законодательной Думой края к рассмотрению в первом чтении.