Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Информация о результатах контрольного мероприятия на предмет законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета, выделенных на поддержку крестьянско-фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств в 2019 году

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Хабаровского края (далее – край) на 2020 год проведено контрольное мероприятие на предмет законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета, выделенных на поддержку крестьянско-фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств в 2019 году.

По результатам контрольного мероприятия установлено.

Оказание государственной поддержки крестьянско-фермерским хозяйствам, личным подсобным хозяйствам в 2019 году осуществлено в соответствии с государственной программой края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае» ответственным исполнителем которой является министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края (далее – государственная программа).

Законом края от 5 декабря 2018 года № 387 (ред. от 20.11.2019) «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – Закон о краевом бюджете на 2019 год) министерству сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности края (далее – Министерство) утверждены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий государственной программы края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства края от 17 августа 2012 года № 277-пр (далее – Государственная программа края) в сумме 845 626,04 тыс. рублей, в том числе на поддержку малых форм хозяйствования (за исключением сельскохозяйственных коопераций), организаций агропромышленного комплекса края независимо от их организационно-правовой формы в рамках реализации подпрограмм Государственной программы края в объеме 597 860,92 тыс. рублей или 70,7 процента утвержденного объема бюджетных ассигнований, из них:

«Развитие подотрасли растениеводства» – 137 240,84 тыс. рублей;

«Развитие подотрасли животноводства» – 261 272,68 тыс. рублей;

«Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации и малых форм хозяйствования» – 175 240,23 тыс. рублей;

«Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в крае» – 24 107,14 тыс. рублей.

В 2019 году кассовые расходы Министерства по оказанию финансовой поддержки составили 591 964,52 тыс. рублей, или 99,0 процента от доведенных бюджетных назначений, сумма финансовой поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – К(Ф)Х) и личных подсобных хозяйств (далее – ЛПХ) составила 270 691,35 тыс. рублей (45,3%), в том числе за счет средств федерального бюджета – 104 519,08 тыс. рублей.

Финансовая поддержка предоставлена в рамках реализации следующих подпрограммам Государственной программы края:

«Развитие подотрасли растениеводства» – 183 358,90 тыс. рублей, в том числе К(Ф)Х и ЛПХ в сумме 53 864,36 тыс. рублей или 39,2 процента от исполнения;

«Развитие подотрасли животноводства» – 259 328,37 тыс. рублей, в том числе К(Ф)Х и ЛПХ – 32 321,84 тыс. рублей (12,4%);

 «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации и малых форм хозяйствования» – 173 248,70 тыс. рублей, в том числе К(Ф)Х и ЛПХ – 173 200,86 тыс. рублей (98,8%);

 «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в крае» – 22 828,55 тыс. рублей, в том числе К(Ф)Х и ЛПХ – 10 867,65 тыс. рублей (45,1%).

В 2019 году востребованность в финансовой поддержке со стороны К(Ф)Х и ЛПХ достаточно высокая, о чем свидетельствует невысокий процент возмещения затрат К(Ф)Х на создание (развитие) хозяйства за счет средств федерального и краевого бюджетов.

При этом меры государственной поддержки К(Ф)Х, предусмотренные Государственной программой края, пока широкого распространения не получили. Финансовую поддержку в 2019 году получило 52 К(Ф)Х из 493 К(Ф)Х, осуществляющих деятельность на территории края, что составило 10,5 процента. В ходе контрольного мероприятия установлена высокая концентрация субсидий у отдельных К(Ф)Х. Так, в 2019 году семью К(Ф)Х (13,5 процента от общего количества К(Ф)Х, получивших финансовую поддержку) получено 164 882,00 тыс. рублей или 60,9 процента от общей суммы финансовой поддержки К(Ф)Х.

Влияние на востребованность в финансовой поддержке со стороны ЛПХ оказало увеличение требований к представляемым в Министерство документам (наличие справки об отсутствии задолженности по налогам, принятие обязательства на дачу согласия о проведении проверки соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии). Кроме того, одной из причин невысокой потребности в финансовой поддержке со стороны ЛПХ, расположенных в северных районах края (Николаевский, Тугуро-Чумиканский, Аяно-Майский, Охотский муниципальные районы края) является отсутствие дифференциации в зависимости от географического нахождения ЛПХ.

По состоянию на 1 января 2020 года остаток средств грантов в форме субсидий, полученных К(Ф)Х в 2019 году, составил 143 782,32 тыс. рублей ввиду длительности сроков использования средств грантов, в том числе:

грантов на развитие семейных животноводческих ферм – 40 655,16 тыс. рублей, предоставленных в мае 2019 года, срок использования – в течение 24 месяцев со дня получения гранта;

грантов начинающим фермерам, осуществляющим свою деятельность на территории края, на создание и развитие К(Ф)Х – 11 577,92 тыс. рублей, предоставленных в мае 2019 года, срок использования – в течение 18 месяцев со дня получения гранта;

грантов в форме субсидий на развитие животноводческих ферм молочного направления – 70 741,83 тыс. рублей, предоставленных в марте 2019 года, срок использования – в течение 24 месяцев со дня получения гранта;

грантов на реализацию «Агростартапа» – 20 807,41 тыс. рублей, предоставленных в сентябре 2019 года, срок использования – в течение 18 месяцев со дня получения гранта.

По решению Коллегии Контрольно-счетной палаты края проведение контрольного мероприятия на предмет соблюдения К(Ф)Х, являвшихся получателями грантов в 2019 году, Порядков и условий предоставления грантов планируется осуществить в 2021 году.

По результатам 2019 года в крае объемы сельскохозяйственной продукции в области растениеводства снижены на 8,9 процента, относительно объемов 2014 года. Снижение объемов сельскохозяйственной продукции в области растениеводства связано в основном со снижением объемов продукции в хозяйствах населения на 16,8 процента по сравнению с 2014 годом.

Объемы сельскохозяйственной продукции в области животноводства в 2019 году в сравнении с объемами 2014 года увеличены на 0,3 процента за счет увеличения продукции хозяйствами населения на 24,1 процента.

Основная продукция сельского хозяйства в областях растениеводства и животноводства приходится на ЛПХ граждан, удельный вес которой в общем объеме сельскохозяйственной продукции по краю составляет:

в области растениеводства – от 81,5 процента в 2014 году и до 74,5 процента в 2019 году;

в области животноводства – от 57,6 процента в 2014 году до 71,3 процента в 2019 году.

Увеличение удельного веса продукции животноводства ЛПХ в общем объеме продукции животноводства связано со значительным сокращением поголовья скота и птицы в сельскохозяйственных организациях.

Несмотря на увеличение удельного веса продукции животноводства ЛПХ в общем объеме продукции животноводства, с 2014 года деятельность ЛПХ края в сфере животноводства характеризуется регрессным развитием в части наличия поголовья скота и птицы. Так, по состоянию на 1 января 2019 года в сравнении с 2014 годом в хозяйствах населения сократилась численность:

КРС на 1 428 голов или на 18,8 процента;

коров – на 451 голову (16,3%);

свиней – на 2 073 головы (16,7%);

овец и коз – на 1 452 головы (25,0%);

птицы – на 5 043 головы (4,5%).

В развитии К(Ф)Х в сфере животноводства в отличие от остальных сельскохозяйственных товаропроизводителей края наблюдается прогресс. Так, с 2014 года поголовье скота и птицы в основном непрерывно увеличивалось, в результате по состоянию на 1 января 2019 года по сравнению с 2014 годом в К(Ф)Х, включая индивидуальных предпринимателей, увеличилась численность:

КРС на 1 667 голов или в 2,2 раза;

коров – на 617 голову (в 2,1 раза);

свиней – на 1 135 голов (43,3%);

овец и коз – на 612 голов (55,7%);

птицы – на 2 952 головы (52,4%).

В целом по краю не исполнен показатель по сохранению в 2019 году поголовья коров, свиноматок, козоматок в ЛПХ, расположенных на территории муниципальных образований края, получивших субсидию на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с содержанием поголовья коров, свиноматок, козоматок. Так, по состоянию на 1 января 2020 года, исполнение составило:

сохранение поголовья коров – 90,3 процента;

сохранение поголовья свиноматок – 86,6 процента;

сохранение поголовья козоматок – 92,5 процента.

С учетом выводов Контрольно-счетной палаты края и предложений Губернатору, Председателя Правительства края:

Министерством показатели по сельскому хозяйству согласованы с министерством экономического развития края – органом исполнительной власти, осуществляющим функции по стратегическому планированию социально- экономического развития края, в том числе осуществляющим корректировку прогнозных показателей в разрезе отраслей края;

постановлением Правительства края от 30 сентября 2020 года № 416-пр внесены изменения в Государственную программу края, в части приведения в соответствие требованиям документов стратегического планирования Российской Федерации и края, в том числе в области сельского хозяйства. По результатам финансово-экономической экспертизы государственной программы, проведенной Контрольно-счетной палатой 23.06.2020, замечания в отношении несоответствия государственной программы с документами стратегического планирования отсутствуют;

внесены изменения:

- в постановление Правительства края от 04 декабря 2017 года № 472-пр «О предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, из краевого бюджета грантов в форме субсидий на развитие животноводческих ферм молочного направления» (редакция от 02.10.2020) в части закрепления понятия «проектная документация»;

- в Порядок и условия предоставления субсидии из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям края на поддержку элитного семеноводства, утвержденные постановлением Правительства края от 01 июня 2017 года № 223-пр, включено требование о предоставлении получателями субсидии отчетной документации, подтвер­ждающей фактическое достижение значения показателя результативности использования субсидии по форме и в сроки, установленные министерством, включающей сведения об общей площади посевов сельскохозяйственных культур, в том числе засеянной элитными семенами.