Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Тезисы для использования в докладе председателя Контрольно-счетной палаты Хабаровского края Боевой Елены Вячеславовны на заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Хабаровском крае

Тезисы для использования в докладе председателя Контрольно-счетной палаты Хабаровского края Боевой Елены Вячеславовны на заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Хабаровском крае

 

31 мая 2022 года г. Хабаровск

 

Уважаемый Михаил Владимирович!

 Уважаемые участники заседания!

 

Контрольно-счетная палата Хабаровского края в соответствии с действующим законодательством является субъектом антикоррупционной политики, участвующим в пределах своей компетенции в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.

Основная работа в данном направлении реализуется в форме осуществления Контрольно-счетной палатой края постоянного контроля законности и эффективности использования средств краевого бюджета.

В своей деятельности Контрольно-счетная палата края следует мероприятиям Национального плана  противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478, в соответствии с п. 19 которого контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимо принять меры по недопущению нецелевого использования бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых на проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также на реализацию национальных проектов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Реализация данных поручений учтена при планировании деятельности Контрольно-счетной палаты Хабаровского края. Ежегодно, значительный объем проводимых контрольных мероприятий  связан с реализацией на территории края национальных проектов.    

По отраженным в Национальном плане направлениям, по предложению Губернатора Хабаровского края в прошедшем 2021 году были проведены контрольные мероприятия на предмет законности и эффективности использования средств краевого бюджета, выделенных на установление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам краевых государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения края и министерству социальной защиты населения края, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.

В своем докладе я кратко остановлюсь на результатах деятельности Контрольно-счетной палаты края в 2021 году и текущем периоде 2022 года.

В соответствии с утвержденным планом работы в 2021 году нами проведено 31 мероприятие. 14 Мероприятий проведено по поручениям Законодательной Думы, 8 по предложениям Губернатора.

Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проведены в 104 объектах контроля. Общий объем финансовых средств, проверенных в отчетном году, составил 60,2 миллиарда рублей.

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий установлено 902 факта нарушений, из них финансовых – 462, суммовая оценка которых составляет 2,2 миллиарда рублей.

Основную долю занимают нарушения при формировании и исполнении бюджетов. Это 344 факта на сумму 2,1 миллиарда рублей. Данная категория включает достаточно обширный перечень возможных нарушений. Основное нарушение, наиболее часто встречающееся при проведении контрольных мероприятий, это нарушения главными распорядителями бюджетных средств порядка планирования бюджетных ассигнований.

В части нарушений в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью установлено 45 фактов на сумму 3,0 млн. рублей.

При осуществлении контроля в сфере закупок выявлено 143 факта нарушений на сумму 41,4 млн. рублей.

Кроме того, установлено 16 нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, на сумму 1,3 млн. рублей.

Итоги всех контрольных и экспертно-аналитических мероприятий рассмотрены на коллегии КСП и профильных комитетах Законодательной Думы. Информация по результатам мероприятий направлена Губернатору края и в Законодательную Думу края.

Контрольно-счетная палата Хабаровского края принимает исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений краевых законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы, как государственных структур, так и иных участников бюджетного процесса.

В соответствии со статьей 19 Закона края от "О Контрольно-счетной палате Хабаровского края" по результатам проведенных контрольных мероприятий Контрольно-счетная палата направляет объектам контроля представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, возмещению причиненного краю ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и края.

По итогам проведенных контрольных мероприятий в соответствии с решениями Коллегии Контрольно-счетной палаты края руководителям проверенных объектов направлено 23 представления (13 из которых исполнены в установленные сроки, по 10 представлениям срок исполнения не наступил) и одно предписание. Неисполненные представления находятся на контроле Контрольно-счетной палаты края до принятия мер по устранению выявленных нарушений в полном объеме.

В 2021 году по результатам принятых Контрольно-счетной палатой мер устранено финансовых нарушений на общую сумму 66,5 млн. рублей, в том числе:

обеспечен возврат средств в краевой бюджет в сумме 65,1 млн. рублей;

обеспечено принятие иных мер на общую сумму 1,4 млн. рублей.

Что касается устранения нарушений, также хочется отметить, что в рамках устранения внесены изменения в нормативные правовые акты края, активизирована претензионная работа. Частично нарушения устраняются в ходе контрольного мероприятия (восстановление излишне выплаченных сумм,  корректировка учетных регистров). 

Следует отметить еще один немаловажный инструмент профилактики коррупционных правонарушений в финансовой сфере. Это полномочия административной юрисдикции.

Выявление административных правонарушений в финансово-бюджетной сфере способствует повышению исполнительской дисциплины получателей средств краевого бюджета и предупреждению коррупции в сфере бюджетных правоотношений.

В 2021 году должностными лицами Контрольно-счетной палаты края возбуждено 12 дел об административных правонарушениях. по результатам рассмотрения протоколов по состоянию на 31 декабря 2021 года к административной ответственности привлечено 9 лиц, 3 протокола составлены в отношении юридического лица.

Поводами к возбуждению административных производств послужили следующие нарушения бюджетного законодательства:

нецелевое использование бюджетных средств - 5 фактов;

грубое нарушение требований к бюджетному учету, в том числе к составлению либо предоставлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности - 6 фактов;

непредставление сведений (информации) по запросу Контрольно-счетной палаты края – 1 факт.

Общая сумма поступлений от штрафов, назначенных по результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении, администрируемых Палатой, составила 249,3 тыс. рублей.

Это, что касается кратких итогов проведенной в 2021 году работы.

 В текущем периоде 2022 года в рамках утвержденного Плана работы нами завершено 6 контрольных мероприятий. Объем проверенных средств составил 1,6 млрд. рублей. Установлено нарушений на сумму 73,7 млн. рублей.

В составе нарушений в текущем году по указанным 6 мероприятиям основное место занимают нарушения в сфере закупок - 78 фактов на сумму 24,7 млн. рублей, нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью – 1 факт на сумму 28,2 млн. рублей.

В ходе проверок строительства объектов в текущем году также установлены факты непредъявления штрафных санкций в отношении подрядчиков за невыполнение условий заключенных контрактов на сумму 12,4 млн. рублей.

Установлено два факта нецелевого использования финансовых средств на общую сумму 3,7 млн. рублей. по одному факту на сумму нецелевого использования 3,5 млн. рублей материалы направлены в Прокуратуру края. По-другому –  составлен протокол об административном правонарушении.

Контрольно-счетная палата Хабаровского края для решения задач, связанных с выявлением, устранением, а также решением задачи недопущения выявляемых нарушений в дальнейшем,  сотрудничает с правоохранительными органами.

Для определения механизма сотрудничества заключены соглашения о взаимодействии между Контрольно-счетной палатой края и прокуратурой Хабаровского края, Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю, Управлением Министерства внутренних дел России по Хабаровскому краю, Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой.

Взаимодействие с правоохранительными органами позволяет получить всестороннюю оценку выявляемых фактов нарушений и существенно расширяет диапазон мер реагирования, что, несомненно, повышает эффективность осуществляемого контроля и позволяет более эффективно решать задачи обеспечения защиты интересов края от преступных посягательств в финансово-бюджетной сфере и в сфере использования краевой государственной собственности.

Следует отметить, что данное сотрудничество имеет достаточно объемное практическое наполнение.

На регулярной основе осуществляется взаимодействие с прокуратурой Хабаровского края. Только в текущем году в рамках проводимых Прокуратурой мероприятий три мероприятия реализуются с привлечением специалистов Контрольно-счетной палаты края. Сфера осуществляемого контроля различны – это и контроль за формированием и исполнением бюджета, и контроль в области капитального строительства.

В начале текущего года было проведено совместное мероприятие, в рамках которого специалистами Контрольно-счетной палаты края проводился анализ исполнения краевого бюджета по ряду направлений.

Так, в настоящее время совместно с Прокуратурой Хабаровского района проверяется вопрос строительства объектов коммунальной инфраструктуры на ТОР "Хабаровск".

Отдельная форма взаимодействия – это проведение совместных контрольных мероприятий. Контрольно-счетная палата края является членом межведомственной рабочей группы по вопросу обеспечения законности Долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития               г. Комсомольска на Амуре. в рамках данной рабочей группы в текущем году будет проведено совместное контрольное мероприятие с органами прокуратуры Хабаровского края по вопросам использования бюджетных средств, выделенных на строительство объекта инженерной защиты территории г. Комсомольска-на-Амуре.

Еще одной используемой формой взаимодействия является практика, в соответствии с которой, по возбужденным на основании переданных материалов правоохранительными органами края уголовным делам специалисты Контрольно-счетной палаты края привлекаются к рассмотрению материалов на всех этапах реализации материалов.

Представленные формы взаимодействия носят очень важный практический характер. Суть полномочий контрольно-счетных органов заключается в выявлении фактов нарушения законодательства в бюджетно-финансовой сфере. Дальнейшая их классификация в части наличия причинно-следственной связи, наличия злоупотреблений отдельных должностных лиц, в том числе относящихся к категории коррупционных преступлений, в полной мере возможна только в рамках взаимодействия с правоохранительными органами.

Озвученная мною работа будет нами продолжена.

Доклад окончен, спасибо за внимание!