03.11.2023
В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Хабаровского края (далее – край) на 2023 год проведено контрольное мероприятие на предмет законности и эффективности использования средств краевого бюджета, выделенных в виде субсидий автономной некоммерческой организации "Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края" (далее – АНО "АПИРИ", Агентство) в 2022 году и текущем периоде 2023 года.
АНО "АПИРИ" создано с целью привлечения частных инвестиций в экономику края, создания рабочих мест, в том числе высокопроизводительных, обеспечения налоговой отдачи от реализации инвестиционных проектов, содействия и развития инновационной и инвестиционной деятельности, содействия инвестиционным, производственным и модернизационным процессам в крае, создания и развития инфраструктуры, обеспечивающей эти процессы, содействия в реализации федеральных, региональных и муниципальных программ, направленных на развитие края, а также создания условий для эффективного взаимодействия организаций, учреждений, некоммерческих и общественных организаций, органов власти и органов местного самоуправления, инвесторов, а также оказания услуг и поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
В проверяемом периоде АНО "АПИРИ" являлось соисполнителем мероприятий государственных программ края:
"Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края"[1] (далее – государственная программа края "Инновационное развитие и модернизация экономики");
"Стимулирование инвестиционной деятельности, реализация комплексных инвестиционных проектов, формирование территорий опережающего развития в Хабаровском крае"[2] (далее – государственная программа края "Стимулирование инвестиционной деятельности").
В целях реализации мероприятий государственных программ края министерству экономического развития края (далее – Минэкономразвития края) утверждены бюджетные ассигнования в сумме 166 920,56 тыс. рублей на предоставление субсидий АНО "АПИРИ", в том числе:
на 2022 год в сумме 92 934,31 тыс. рублей, из них на реализацию мероприятий:
- государственной программы края "Стимулирование инвестиционной деятельности" – 46 605,22 тыс. рублей;
- государственной программы края "Инновационное развитие и модернизация экономики" – 46 329,09 тыс. рублей;
на 2023 год – 68 986,25 тыс. рублей, из них на реализацию мероприятий:
- государственной программы края "Стимулирование инвестиционной деятельности" в сумме 33 705,20 тыс. рублей;
- государственной программы края "Инновационное развитие и модернизация экономики" – 35 281,05 тыс. рублей.
По состоянию на 1 июля 2023 года Минэкономразвития края предоставлены АНО "АПИРИ" субсидии из краевого бюджета в сумме 135 714,69 тыс. рублей, в том числе на реализацию мероприятий:
государственной программы края "Стимулирование инвестиционной деятельности" в сумме 64 531,32 тыс. рублей, из них в 2022 году – 46 605,22 тыс. рублей, или 100 % от бюджетных назначений, утвержденных сводной бюджетной росписью на 2022 год, в 2023 году – 17 926,10 тыс. рублей (53,2 %);
государственной программы края "Инновационное развитие и модернизация экономики" в сумме 71 183,37 тыс. рублей, из них в 2022 году – 46 329,09 тыс. рублей (100 %), в 2023 году – 24 854,28 тыс. рублей (61,7 %).
В ходе контрольного мероприятия Минэкономразвития края не представлены документы, подтверждающие обоснованность запланированных затрат по мероприятиям, реализуемым АНО "АПИРИ" в рамках государственных программ края (проекты договоров, исследование рынка услуг, коммерческие предложения) либо расчеты в обоснование испрашиваемых АНО "АПИРИ" средств субсидий из краевого бюджета.
Отсутствие в Минэкономразвитии края расчетов в обоснование испрашиваемых АНО "АПИРИ" средств субсидий из краевого бюджета свидетельствует о нарушении Минэкономразвития края требований пункта 13 статьи 158, пункта 7 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части осуществления иных полномочий, установленных настоящим Кодексом, а именно экономности использования бюджетных средств.
В нарушение требований подпункта а(1) пункта 7 Общих требований к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг[3] Порядки предоставления АНО "АПИРИ" субсидий из краевого бюджета не содержат требование о проведении Минэкономразвития края мониторинга достижения результатов предоставления субсидии.
В результате, в нарушение требований Порядка проведения мониторинга достижения результатов предоставления субсидий, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 сентября 2021 года № 138н, Минэкономразвития края при заключении соглашения (договора) о предоставлении в 2023 году АНО "АПИРИ" субсидий из краевого бюджета не сформирован План мероприятий по достижению результатов предоставления субсидии.
Также, в ходе контрольного мероприятия выявлены недостатки, требующие нормативного правового урегулирования.
Так, в соответствии с Порядками предоставления АНО "АПИРИ" субсидий из краевого бюджета[4] субсидии из краевого бюджета предоставляются АНО "АПИРИ" в объеме расходов, предусмотренных сметой, утвержденной Наблюдательным советом Агентства. к проверке представлены две сметы АНО "АПИРИ", составленные отдельно по каждой государственной программе, что не соответствует требованиям статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях", согласно которой некоммерческая организация имеет смету, а не сметы.
Проверкой расходов АНО "АПИРИ" установлено, что в нарушение требований пункта 7.4 Устава АНО "АПИРИ" Наблюдательным Советом Агентства не согласованы:
Положение об оплате труда директора, заместителей директора, главного бухгалтера АНО "АПИРИ";
Положение о премировании работников АНО "АПИРИ";
Положение о порядке и условиях направления работников АНО "АПИРИ" в служебные командировки.
В результате в соответствии с приказом директора АНО "АПИРИ" от 1 января 2022 года № 5/1, с Положением о порядке и условиях направления работников АНО "АПИРИ" в служебные командировки, утвержденным приказом директора АНО "АПИРИ" от 9 января 2023 года № 2, работникам Агентства за время нахождения в служебных командировках выплачены суточные исходя из:
нахождения работника в командировке на территории Российской Федерации в размере 700,00 рублей за каждый день;
нахождения работника в заграничной командировке – 2 500,00 рублей за каждый день.
Центром сертификации, стандартизации и испытаний АНО "АПИРИ" в проверяемом периоде оказана консультационная поддержка 96 субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), в том числе:
в 2022 году оказано 114 консультаций 72 субъектам МСП, из которых 65 субъектов МСП (90,9 %) относятся к микропредприятиям;
по состоянию на 01.07.2023 – 35 консультаций 24 субъектов МСП, из которых 20 субъектов МСП (83,3 %) относятся к микропредприятиям.
Вместе с тем ввиду отсутствия в АНО "АПИРИ" оборудования для проведения исследовательских и испытательных работ Центром сертификации, стандартизации и испытаний не оказаны субъектам МСП следующие формы поддержки, определенные целями создания Центра:
создание системы подготовки и повышения квалификации инженерного и обслуживающего персонала субъектов МСП в области политики качества на производстве и проведения испытаний;
обеспечение субъектов МСП инфраструктурой для проведения сертификации и испытаний производимой продукции, на предмет соответствия российским и международным стандартам качества.
Согласно пункту 2 Регламента сопровождения инвестиционных проектов АНО "АПИРИ" является оператором инвестиционной деятельности в крае[5].
По состоянию на 21 сентября 2023 года в крае реализуются 44 инвестиционных проекта, в том числе:
в активной стадии реализации – 29 проектов (65,9%) с объемом плановых инвестиционных вложений в сумме 376 970 668,00 тыс. рублей и созданием 8 860 рабочих мест;
приостановленные (нереализуемые) – 15 проектов (34,1%) с объемом инвестиций в сумме 61 464 135,00 тыс. рублей и созданием 2 426 рабочих мест.
При этом Перечнем инвестиционных проектов учтен инвестиционный проект "Строительство ТЭЦ в г. Советская Гавань" с объемом инвестиций в сумме 33 536 030,00 тыс. рублей, реализуемый АО "ТЭЦ в г. Советская Гавань", со статусом "Введен в эксплуатацию, вопросов требующих участия Агентства нет".
Согласно официальной информации, размещенной на сайте АО "ДЭК", теплоэнергоцентраль (ТЭЦ) в г. Советская Гавань введена в эксплуатацию в сентябре 2020 года, тем самым завершив проект "Строительство ТЭЦ в г. Советская Гавань".
Однако на момент проведения контрольного мероприятия информация в Перечне инвестиционных проектов не актуализирована.
По итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, представленным в июне 2023 года на площадке Петербургского международного экономического форума, край занимает 14 место из 37 мест (в 2022 году – 16 место из 34 мест), интегральное значение индекса – 261,45 балла (+6,92 балла относительно результата 2022 года).
Среди субъектов Дальневосточного федерального округа край по абсолютному значению интегрального индекса в 2023 году поднялся с 8-го на 4-е место по отношению к 2022 году.
[1]Утверждена постановлением Правительства края от 26.06.2012 № 212-пр.
[2]Утверждена постановлением Правительства края от 19.12.2014 № 495-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Стимулирование инвестиционной деятельности, реализация комплексных инвестиционных проектов, формирование территорий опережающего социально-экономического развития в Хабаровском крае" и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Правительства Хабаровского края".
[3]Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
[4] Порядки определения объема и предоставления субсидии из краевого бюджета АНО "АПИРИ" утверждены:
- в рамках реализации мероприятий государственной программы края "Стимулирование инвестиционной деятельности" – постановлением Правительства края от 22.04.2015 № 84-пр;
- в рамках реализации мероприятий государственной программы края "Инновационное развитие и модернизация экономики" – приложением № 9 к данной государственной программе края.
[5]Утвержден постановлением Правительства края от 30 июня 2022 года № 318-пр "Об организации работы в Хабаровском крае по сопровождению инвестиционных проектов по принципу "одного окна", утверждении изменений, вносимых в постановление Правительства Хабаровского края от 9 июня 2017 г. № 231-пр "Об утверждении порядка определения и обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории Хабаровского края для обеспечения государственных нужд Хабаровского края", и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края"
В соответствии со статьей 19 Закона Хабаровского края от 29.06.2011 № 94 «О Контрольно-счетной палате Хабаровского края" заместителю Председателя Правительства края – министру экономического развития края внесено представление Контрольно-счетной палаты Хабаровского края для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.
По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой Хабаровского края направлены информационные письма:
- Губернатору Хабаровского края;
- Законодательную Думу Хабаровского края.