Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Основные результаты экспертно-аналитического направления деятельности Контрольно-счетной палаты края в III квартале 2015 года

В третьем квартале 2015 года Контрольно-счетной палатой Хабаровского края (далее – край) в соответствии с планом работы проведено 110 экспертно-аналитических мероприятий, по результатам которых составлено 96 заключений, в том числе:

38 – на проекты законов края;

44 – на проекты постановлений Правительства и Губернатора края;

14 – на проекты государственных программ;

Кроме того, подготовлено 14 информаций, в том числе 10 информаций по таблицам поправок к проектам законов края, 2 информации об исполнении краевого бюджета за I квартал и I полугодие 2015 года и 1 информация об исполнении бюджета Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования за I полугодие 2015 года.

Проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Оценка эффективности предоставления в 2013 – 2014 годах налоговых льгот и преференций за счет средств краевого бюджета», по результатам которого составлено заключение и направлено в Законодательную Думу Хабаровского края.

1. В рамках предварительного контроля:

1.1 Проведена финансово-экономическая экспертиза 14 проектов постановлений Правительства края о внесении изменений в государственные программы края (далее – Программы): ГП «Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края; ГП «Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае»; ГП «Защита населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций и пожаров»; ГП «Развитие информационного общества в Хабаровском крае»; ГП «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы»; ГП «Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края»; ГП «Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае» на 2013 – 2020 гг.»; ГП «Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края»; ГП «Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае»; ГП «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае»; ГП «Культура Хабаровского края»; ГП «Повышение мобильности трудовых ресурсов», по результатам которой составлены заключения.

По результатам экспертизы установлены следующие основные замечания:

в ряде Программ не по всем мероприятиям определены источники и объемы финансирования;

сроки реализации отдельных мероприятий Программ не соответствуют срокам их ресурсного обеспечения и прогнозной оценке расходов в проекте постановления;

не запланированы показатели (индикаторы) по каждому году реализации Программ в период 2018 – 2020 годов, что исключает возможность оценки достижимости цели на промежуточных этапах ее реализации;

не в полном объеме проведена процедура идентификации рисков реализации Программ;

1.2. В соответствии с пунктом 10 частью 1 статьи 9 Закона Хабаровского края от 29.06.2011 № 94 «О Контрольно-счетной палате Хабаровского края» подготовлены информации об исполнении краевого бюджета за I квартал и I полугодие 2015 года и направлены в Законодательную Думу края и Губернатору края.

За I полугодие 2015 года краевой бюджет исполнен:

по доходам в сумме 33 479,9 млн. рублей, что составило 52,3 процента от общего объема доходов, утвержденного Законом о краевом бюджете (в ред. от 24.06.2015);

по расходам – в сумме 39 170,5 млн. рублей, или на 50,9 процента от бюджетных ассигнований, утвержденных Законом о краевом бюджете, и 50,8 процента от бюджетных назначений, утвержденных сводной бюджетной росписью на 01.07.2015.

Краевой бюджет за I полугодие 2015 года исполнен с дефицитом в размере 5 690,6 млн. рублей.

По состоянию на 01.07.2015 года объем государственного внутреннего долга края составил 47,8 процента к общему годовому объему доходов краевого бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (26 484,04), что соответствует пункту 2 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

За I полугодие 2015 года «программные» расходы краевого бюджета исполнены в сумме 36 504,5 млн. рублей, или 50,9 процента от годового объема, утвержденного Законом о краевом бюджете, и 50,8 процента от показателя сводной бюджетной росписи. Их доля в общем объеме исполненных расходов за отчетный период составила 93,2 процента.

По итогам I полугодия 2015 года сложилось неравномерное исполнение расходов краевого бюджета, направленных на реализацию Программ.

Наибольший процент исполнения расходов краевого бюджета (свыше 50,0 % от утвержденных бюджетных назначений) сложился по 9 Программам:

 «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края» - 71,5 процента от утвержденных бюджетных назначений (2 346,4 млн. рублей);

«Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае» - 61,3 процента (71,1 млн. рублей);

«Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае» - 60,1 процента (184,1 млн. рублей);

«Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Хабаровском крае» - 59,0 процента от бюджетных ассигнований, утвержденных Законом № 19, и 58,9 процента от бюджетных назначений, утвержденных сводной бюджетной росписью (986,5 млн. рублей);

«Развитие образования в Хабаровском крае» - 57,3 процента и 56,9 процента соответственно (в сумме 10 394,0 млн. рублей);

«Оказание содействия добровольному переселению в Хабаровский край соотечественников, проживающих за рубежом» - 55,7 процента и 39,6 процента (5,9 млн. рублей);

«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы» - 51,0 процента и 49,8 процента (450,0 млн. рублей);

«Культура Хабаровского края» - 56,9 процента от утвержденных бюджетных назначений (649,9 млн. рублей);

«Развитие социальной защиты населения Хабаровского края» - 53,6 процента (6 246,5 млн. рублей).

По результатам анализа исполнения краевого бюджета за I полугодие 2015 года Контрольно-счетной палатой были даны следующие предложения Правительству Хабаровского края при очередном внесении изменений в Закон о краевом бюджете:

скорректировать плановые назначения по источникам финансирования дефицита краевого бюджета на 2015 год (приложение № 59 к Закону № 19) в части:

утверждения источника по коду бюджетной классификации Российской Федерации 01 06 05 01 02 0000 640 «Возврат бюджетных кредитов, предоставленных юридическим лицам из бюджетов субъектов Российской Федерации в валюте Российской Федерации»;

увеличения суммы источника по коду бюджетной классификации Российской Федерации 01 03 01 00 02 0000 710 «Получение кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами субъектов Российской Федерации в валюте Российской Федерации» в связи с перевыполнением годовых плановых назначений.

Кроме того, главным распорядителям бюджетных средств – ответственным исполнителям государственных программ края предложено активизировать работу по выполнению мероприятий Программ с целью достижения запланированных значений показателей (индикаторов) на 2015 год.

1.3. В соответствии со статьей 9 Закона Хабаровского края от 29.06.2011 № 94 «О Контрольно-счетной палате Хабаровского края» подготовлена информация об исполнении бюджета ХК ФОМС (далее – территориальный Фонд) за I полугодие 2015 года и направлена в Законодательную Думу края и Губернатору края.

В информации отмечено следующее:

Бюджет территориального Фонда за I полугодие 2015 года по доходам исполнен в сумме 9 442,3 млн. рублей, что составляет 50,3 процента к годовому плану, утвержденному Законом края от 10.12.2014 № 20 «О бюджете Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее – Закон № 20), и 112,9 процента к соответствующему периоду 2014 года.

Бюджет территориального Фонда по расходам за I полугодие 2015 года исполнен в сумме 9 341,7 млн. рублей, или 49,5 процента от бюджетных назначений, утвержденных сводной бюджетной росписью на 2015 год. По сравнению с аналогичным периодом 2014 года расходы увеличились на 9,1 процента.

Расходы территориального Фонда за отчетный период исполнены по разделам бюджетной классификации расходов:

01 «Общегосударственные вопросы» – в сумме 66,4 млн. рублей, что составляет 33,0 процента от годовых бюджетных назначений, утвержденных сводной бюджетной росписью на 2015 год и 107,6 процента – к уровню соответствующего периода 2014 года и направлены на обеспечение деятельности аппарата Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования;

09 «Здравоохранение» – в сумме 9 273,3 млн. рублей, что составляет 49,7 процента от годовых бюджетных назначений, утвержденных сводной бюджетной росписью на 2015 год и 109,2 процента – к уровню соответствующего периода 2014 года.

14 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» - в сумме 2,0 млн. рублей или 13,3 процента от назначений, утвержденных сводной бюджетной росписью на 2015 год. Законом № 20 бюджетные назначения по данному разделу не утверждены.

В составе источников финансирования дефицита бюджета территориального фонда отражены изменения остатков средств бюджета территориального фонда в сумме «минус» 100,6 млн. рублей.

По итогам проведенного анализа Отчета об исполнении бюджета ХК ФОМС за I полугодие 2015 года Контрольно-счетной палатой края подготовлены предложения о внесении изменения в Закон о бюджете территориального фонда на 2015 год в части уточнения общего объема доходов бюджета территориального фонда с учетом поступлений налоговых и неналоговых доходов в 2015 году и дополнения расходов разделом классификации расходов 14 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».

1.4. По результатам финансово-экономической экспертизы проекта закона Хабаровского края «О внесении изменений в Закон Хабаровского края «О бюджете Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» отмечено следующее.

Проект закона разработан с целью уточнения основных характеристик бюджета Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования (далее – ХКФОМС), приведения его в соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края. В проекте закона учтены предложения Контрольно-счетной палаты края, изложенные в информации об исполнении бюджета ХКФОМС за первое полугодие 2015 года.

Согласно проекту закона, общий объем доходов бюджета ХКФОМС на 2015 год предлагается увеличить на 53,4 млн. рублей или на 0,3 процента и утвердить в сумме 18 834,8 млн. рублей.

Общий объем расходов бюджета ХКФОМС на 2015 год предлагается увеличить на 203,0 млн. рублей или на 1,1 процента и утвердить в сумме 18 984,4 млн. рублей.

Прогнозируемый дефицит бюджета ХКФОМС на 2015 год составит 149,6 млн. рублей.

1.5. По результатам финансово-экономической экспертизы проекта закона Хабаровского края № ЗП-VI-136 «О внесении изменений в Закон Хабаровского края «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» отмечено следующее.

На 2015 год общий объем доходов краевого бюджета предлагается утвердить в сумме 67 971,1 млн. рублей, расходов – в сумме 82 814,6 млн. рублей, дефицит – в сумме 14 843,5 млн. рублей.

Общий объем доходов краевого бюджета на 2015 год прогнозируется с увеличением к утвержденным бюджетным назначениям на 3 985,0 млн. рублей, или на 6,2 процента, из них налоговые и неналоговые доходы краевого бюджета предлагается увеличить против законодательно утвержденных показателей на 2 332,5 млн. рублей (на 4,6 %) и утвердить в сумме 53 542,0 млн. рублей, безвозмездные поступления – увеличить на 1 652,5 млн. рублей (на 12,9 %) и утвердить в сумме 14 429,1 млн. рублей.

Общий объем расходов краевого бюджета на 2015 год прогнозируется с увеличением на 5 855,2 млн. рублей, или на 7,6 процента к утвержденным назначениям.

Дефицит краевого бюджета увеличивается на 1 870,2 млн. рублей, или на 14,4 процента. Его размер по отношению к общему объему доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений (53 542,0 млн. рублей) в сумме 14 843,5 млн. рублей составляет 27,7 процента, и превышает ограничение, установленное статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в пределах суммы поступлений от продажи акций, находящихся в краевой государственной собственности (22,0 млн. рублей), снижения остатков средств на счетах по учету средств краевого бюджета (2 602,9 млн. рублей) и разницы между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта Российской Федерации другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (9 350,6 млн. рублей), что соответствует требованиям бюджетного законодательства.

Предельный объем государственного долга Хабаровского края на 2015 год оставить без изменения.

Верхний предел государственного внутреннего долга края на 1 января 2016 года предлагается увеличить на 4 675,6 млн. рублей, или на 15,5 процента, и утвердить в сумме 34 846,45 млн. рублей, в том числе верхний предел государственного долга по государственным гарантиям края – уменьшить на 28,0 млн. рублей (на 10,9 %) и утвердить в сумме 230,0 млн. рублей.

Общий объем заимствований, предусмотренный Программой государственных внутренних заимствований края, на 2015 год увеличен на 4 703,6 млн. рублей, или на 63,4 процента, и предусмотрен в сумме 12 119,1 млн. рублей.

Финансовое обеспечение государственных программ края на 2015 год предусматривается увеличить на 4 980,1 млн. рублей, или на 6,9 процента, и утвердить в сумме 76 650,8 млн. рублей, что составляет 92,6 процента от общего объема расходов краевого бюджета.

Из 31 государственной программы края на 2015 год по 6 госпрограммам предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на сумму 5 006,1 млн. рублей, по 2 госпрограммам – уменьшение бюджетных ассигнований на сумму 26,0 млн. рублей, бюджетные назначения по 9 госпрограммам – без изменений.

Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, составит в 2015 году – 8 889,9 млн. рублей, с увеличением на 761,8 млн. рублей, или на 9,4 процента.

Размер резервного фонда Правительства края на 2015 год рассчитан с увеличением на 95,4 млн. рублей, или на 63,1 процента.

Объем Резервного фонда края на 2015 год предусмотрен с увеличением на 11,4 млн. рублей, или на 5,6 процента, и запланирован в сумме 216,8 млн. рублей.

Уточненный объем бюджетных ассигнований дорожного фонда края на 2015 год составит 6 802,6 млн. рублей (с увеличением на 742,9 млн. рублей, или на 12,3 %).

2. По поручению Законодательной Думы Хабаровского края, согласно пункту 1.11 плана работы Контрольно-счетной палаты Хабаровского края на 2015 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Оценка эффективности предоставления в 2013 – 2014 годах налоговых льгот и преференций за счет средств краевого бюджета».

Анализ ситуации с предоставлением налоговых льгот в крае осуществлялся Контрольно-счетной палатой края на основе предоставленных органами исполнительной власти края (министерством экономического развития края, министерством финансов края) материалов о действующих налоговых льготах и их применении по результатам которого сделаны следующие выводы:

1. Краевым законодательством налоговые льготы установлены исходя из того, что основным целевым назначением льгот является регулирование и стимулирование производственного развития и привлечения инвестиций. Ряд льгот установлен в целях поддержки отдельных видов экономической деятельности. Также льготы установлены в целях оказания содействия деятельности некоммерческих, общественных и социальных организаций.

2. Эффективность налоговых льгот оценивается исходя из анализа взаимосвязи достигнутых результатов: налоговых поступлений, выпадающих доходов бюджета, экономических и производственных показателей деятельности налогоплательщиков.

3. В 2013 – 2014 годах льготой по налогу на имущество, в отношении имущества, используемого для выращивания рыбы, организации не воспользовались.

4. По результатам оценки все региональные налоговые льготы в 2013 – 2014 годах в целом имели достаточную бюджетную, экономическую и (или) социальную эффективность.

5. Практика применения налоговых льгот подтверждает целесообразность установления льгот, связанных с инвестиционной деятельностью предприятий, льгот в отношении поддержки отдельных видов экономической деятельности, а также льгот имеющих социальную направленность

Контрольно-счетная палата Хабаровского края поддержала предложения органов исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющих координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях экономики, о сохранении установленных налоговых льгот, а также оснований, порядка и условий их применения.

 

Контрольно-счетной палатой Хабаровского края по результатам финансово-экономических экспертиз проектов нормативных правовых актов за 3 квартал 2015 года подготовлено 23 предложения - к 6 проектам государственных программ края, 9 предложений - к 5 проектам нормативных правовых актов органов государственной власти края, 2 предложения - по отчету об исполнении бюджета Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования за I полугодие 2015 года.