Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом, эффективностью использования государственных вложений, как инструмент увеличения доходов бюджета

Тезисы выступления председателя Контрольно-счетной палаты Хабаровского края Кондрашова Владимира Владимировича на научно-практическом семинаре тему:

Контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом, эффективностью использования государственных вложений, как инструмент увеличения доходов бюджета (на примере практики Контрольно-счетной палаты Хабаровского края)

 

Г. Владимир

15 февраля 2017 г.

 

Уважаемая Ирина Валентиновна!

Уважаемые участники семинара!

Достижение необходимых темпов и качества бюджетной консолидации возможно обеспечить путем увеличения доходов бюджетной системы.

Значительную долю в консолидированном бюджете субъекта Российской федерации занимают такие источники неналоговых доходов, как доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Правительством Хабаровского края немало сделано для обеспечения эффективного управления краевым государственным имуществом. Оптимизируется состав краевого государственного имущества, в том числе имущества казны края, краевых государственных учреждений и предприятий, осуществляется мониторинг краевого государственного имущества, проводятся мероприятия по обеспечению достоверности его учета.

Впервые проведен полноценный анализ эффективности активов краевой казны. Оценка эффективности использования краевого государственного имущества проводилась по системе ключевых показателей. Наиболее важные индикаторы – получение прибыли, эффективность использования бюджетных средств и предоставленных площадей.

В то же время вопросы управления таким источником неналоговых доходов, как доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, решены не в полной мере.

Что подтверждается результатами контрольной деятельности Контрольно-счетной палаты края.

Вопросы контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом, эффективностью использования государственных вложений, ежегодно включаются в планы деятельности Контрольно-счетной палаты.

По результатам контрольных мероприятий в 2013 году КСП края выявлено нарушений, связанных с распоряжением и управлением государственным и муниципальным имуществом, без малого на 340 млн. рублей, в 2014 году - 244 млн. рублей, в 2015 таких нарушений выявлено на 122 млн. рублей.

 

Проводимые Контрольно-счетной палатой проверки:

способствуют формированию полных и достоверных сведений об объектах государственного имущества Хабаровского края в Реестре краевого государственного имущества,

оптимизации состава и структуры краевого государственного имущества для целей обеспечения осуществления задач и интересов Хабаровского края,

повышению эффективности управления краевым государственным имуществом, включая развитие конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности организаций с участием края.

Проверяя договоры аренды, заключенные в отношении краевой недвижимости Контрольно-счетная палата выявляет такие нарушения, как: 

- передача помещений в аренду без согласия собственника имущества, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров;

- договоры на оказание эксплуатационных и коммунальных услуг с арендаторами не заключаются;

- имущество арендаторами от риска утраты, недостачи или повреждения имущества в пользу собственника не страхуется;

- выявляются потери краевого бюджета от неуплаты арендной платы за пользование объектом недвижимости;

- отмечается недополученный доход учреждений в результате не применения ими штрафных санкций к арендаторам за несвоевременное внесение арендных платежей по договорам аренды недвижимого имущества.

 

Органами исполнительной власти края проводится работа по повышению эффективности участия Хабаровского края в хозяйственных обществах с долей участия края, осуществлению прав собственника имущества краевых государственных унитарных предприятий и краевых государственных учреждений, оптимизации структуры и состава краевого государственного имущества.

В состав краевой государственной собственности входит имущество казны края, в том числе пакеты акций (доли) в уставных капиталах хозяйственных обществ, имущество, закрепленное на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за органами государственной власти края, краевыми предприятиями и краевыми учреждениями.

По состоянию на 01 сентября 2016 г. в Реестре краевого государственного имущества учтены сведения о 7 краевых предприятиях, 24 пакетах акций (долях), 334 краевых учреждениях, в том числе 123 казенных, 185 бюджетных, 26 автономных.

Принимаются меры по оптимизации краевых учреждений, которые  позволили снизить расходы на содержание краевых учреждений, например в 2015 году, на 1,16 млрд. рублей по сравнению с 2014 годом, выявлено 25 387 кв. метра неиспользуемых в уставной деятельности площадей, или 3,4 процента из 750 тыс. кв. метров, переданных в пользование площадей.

В то же время Контрольно-счетной палатой выявляются факты необеспечения достаточного контроля отраслевыми органами исполнительной власти края за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им хозяйственных обществ с долей участия края и краевых предприятий.

Так, по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2015 год прибыль получили 6 обществ, с убытками завершили финансовый год 19 обществ; с прибылью сработали 4 краевые государственные предприятия, убытки получены 2 краевыми государственными предприятиями.

В 2014 году одно из унитарных предприятий получило прибыль. Хороший результат. Но достигнут  он был не за счет эффективного менеджмента, а за счет краевой субсидии, которая была предоставлена с целью предупреждения банкротства. А в 2015 году это же предприятие уже сработало с убытком. Финансовое состояние данного предприятия оценивается как «очень плохое».

Таким образом, отраслевым министерством – учредителем предприятия, с учетом оказанной поддержки из краевого бюджета, не обеспечена безубыточная деятельность данного предприятия.

 

Проверкой полноты поступлений доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим краю, было установлено, что в 2014 году с прибылью сработали 43% обществ.

Проверка в одном из открытых акционерных обществ показала, что достигнутый положительный финансовый результат связан с использованием средств краевого бюджета, предоставленных в уставной капитал общества и получением дохода от их размещения на депозитном счете.

Результаты проверки деятельности другого хозяйственного общества показали, что произведенные государством вложения в уставный капитал общества используются недостаточно эффективно.

Проверяемый период (2014 год) характеризуется недостаточно эффективным менеджментом со стороны органов, осуществляющих его руководство, в части разработки стратегии деятельности общества, а также обеспечения его финансовой устойчивости.

В частности, не рассматривались вопросы, связанные с определением основных (приоритетных) направлений деятельности общества. Установлены риски утраты финансовой устойчивости предприятия, что обусловлено недостаточным уровнем его платежеспособности.

Руководством хозяйственного общества принимались решения, способствовавшие недополучению дохода (как пример, реализация товара ниже себестоимости).

Обществом осуществлялись расходы, которые в соответствии с требованиями налогового законодательства не учитывались в составе расходов с целью исчисления налога на прибыль, при этом, с позиции обеспечения отчислений части прибыли учредителю, данные расходы являются упущенной выгодой предприятия.

 

На основании результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности закрытого акционерного общества, которое не перечисляло дивиденды в краевой бюджет ввиду отсутствия прибыли, Контрольно-счетная палата края указала на целесообразность обеспечения органом исполнительной власти края, осуществляющим права края как акционера (участника) хозяйственных обществ, проведения аудиторских проверок ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности в акционерных обществах с долей края в уставном капитале, не перечислявших в краевой бюджет часть прибыли в виде дивидендов, ввиду ее отсутствия. По результатам проверок с позиции акционера принять меры, направленные на обеспечение финансовой устойчивости, платежеспособности и рентабельной работы акционерных обществ в целях получения причитающихся дивидендов в краевой бюджет.

Проверенное ЗАО являлось получателем субсидии из краевого бюджета, но ввиду отсутствия раздельного бухгалтерского учета субсидии на счетах расходов и целевого финансирования, достоверно установить общий объем расходов общества, осуществленных за счет субсидии, не представилось возможным.

Палатой в целях получения должных результатов контроля за расходованием средств краевого бюджета соответствующему органу исполнительной власти предложено рассмотреть в качестве одного из условий предоставления субсидий обязательство получателей по ведению раздельного бухгалтерского учета операций по целевому финансированию, которые учтены в проекте нормативного правового акта, регламентирующего порядок предоставления субсидий.

В своей практике контролеры отмечают, что отсутствие ведения раздельного учета по средствам полученной субсидии у организации, получившей субсидии из средств бюджетной системы РФ, является причиной невозможности документального подтверждения расходов, подлежащих компенсации из бюджетов бюджетной системы РФ, в случае проведения проверок распорядителями бюджетных средств и органами государственного контроля.

В существующих и действующих в настоящее время Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, отсутствуют счета, на которых прямо указывается вести учет средств по полученным субсидиям из бюджетов бюджетной системы РФ.

Единственным счетом, на котором возможно вести учет рассматриваемых средств, является счет 86 «Целевое финансирование», предназначенный для обобщения информации о движении средств по осуществлению мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Требуются изменения в бюджетное законодательство в части обязательного ведения получателем субсидии раздельного учета по средствам полученной субсидии (по доходам и расходам).

А также дополнение действующего Плана счетов в части обязательного осуществления учета средств по полученным субсидиям из бюджетов бюджетной системы РФ.

 

Проверяя соблюдение порядков управления и распоряжения имуществом и земельными участками в органах местного самоуправления Контрольно-счетная палата края устанавливает многочисленные нарушения:

- выявлены факты отсутствия в реестрах муниципального имущества актуальной информации о закрепленных объектах;

-  расхождений балансовой стоимости имущества, отраженной в реестрах имущества, и балансовой стоимости нефинансовых активов имущества казны, учтенной в бухгалтерском учете.

КСП края установлены существенные проблемы с поступлением неналоговых доходов от использования муниципального имущества.

Отмечается недостаточно эффективная работа по прогнозированию и администрированию указанных доходов.

Установлено недостаточное качество прогнозирования доходов бюджетов от сдачи в аренду имущества.

Не дополучены доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, в том числе в связи с неполным отчислением от чистой прибыли.

Встречаются факты, когда не проводится рыночная оценка сдаваемого в аренду недвижимого имущества, не осуществляется государственная регистрация договоров аренды нежилых помещений, являющихся муниципальной собственностью поселений.

 

В заключение хочу сказать, конечно, налоги – это номер один в доходах бюджетов. Но вопрос эффективного использования неналоговых источников, в том числе результатов хозяйственной деятельности государства не менее важен. Эффективное управление государственной собственностью является неотъемлемой частью решения экономических и социальных задач, укрепления финансовой системы, создания конкурентной экономики, обеспечивающей развитие территорий и повышение качества жизни населения.

 

Благодарю за внимание!