Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

О деятельности Контрольно-счетной палаты Хабаровского края в 2018 году

Доклад

Председателя Контрольно-счетной палаты края В.В. Кондрашова на тему:

«О деятельности Контрольно-счетной палаты
Хабаровского края в 2018 году»

 

Добрый день!

Уважаемый Сергей Леонидович!

Уважаемые депутаты! Приглашенные!

 

Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты края подготовлен в соответствии с требованиями Закона края о Контрольно-счетной палате и содержит общую характеристику результатов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, основные выводы, рекомендации и предложения по результатам нашей деятельности.

В 2018 году приоритетной задачей Контрольно-счетной палаты являлся контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств краевого бюджета и иных источников в рамках реализации государственных программ края.

Активно осуществлялось взаимодействие с комитетами Законодательной Думы края. Представители Контрольно-счетной палаты принимали участие в заседаниях постоянных комитетов, где рассматривались результаты контрольных мероприятий, проведенных по поручениям Законодательной Думы края.

Что касается результатов нашей деятельности.

В 2018 году проведено шестьдесят три мероприятия, в том числе двадцать семь - контрольных мероприятий; два - экспертно-аналитических мероприятия; проведена внешняя проверка бюджетной отчетности тридцати двух главных администраторов бюджетных средств; а также проведена внешняя проверка годовых отчетов об исполнении краевого бюджета и бюджета краевого фонда обязательного медицинского страхования.

Кроме того, проведено триста пятнадцать финансово-экономических экспертиз проектов нормативных правовых актов.

Все запланированные мероприятия выполнены в полном объеме и в установленные сроки.

Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проведены в ста одиннадцати органах и организациях. Общий объем финансовых средств, проверенных в отчетном году в ходе контрольной деятельности, составил семьдесят восемь миллиардов семьсот семнадцать миллионов рублей, из них средств краевого бюджетадвадцать пять миллиардов шестьсот двадцать семь миллионов рублей.

Установлено семь тысяч тридцать пять фактов финансовых нарушений, суммовая оценка которых составляет  три миллиарда двести восемьдесят миллионов рублей.

Наибольший удельный вес в размере шестидесяти семи процентов  в общем объеме выявленных нарушений или свыше двух миллиардов рублей приходится на нарушения, допускаемые при ведении бухгалтерского учета, составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, и связан в основном с учетом объектов недвижимого и движимого имущества; с  искажением отдельных показателей бухгалтерской (финансовой) отчётности; с неотражением дебиторской задолженности и недостоверностью отражения фактов хозяйственной жизни.

Нарушения свыше семисот двадцати двух миллионов рублей, или двадцать два процента установлены при формировании и исполнении бюджетов в результате:

 принятия объектами контроля бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;

нарушения муниципальными образованиями требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в части превышения допустимого ограничения дефицита местного бюджета;

нарушения муниципальными образованиями условий предоставления субсидий в отсутствие софинансирования;

неправильного применения бюджетной классификации Российской Федерации.

В системе государственных (муниципальных) закупок имели место недостатки, связанные с непредъявлением штрафных санкций за нарушение сроков исполнения контрактов; с изменением условий муниципальных контрактов; рядом государственных учреждений принимались банковские гарантии, предоставленные в качестве обеспечения исполнения государственных контрактов, не соответствующие требованиям, так как срок их действия истекал раньше срока действия контракта, что создавало риски по обеспечению надлежащего исполнения подрядчиками своих обязательств.

К иным нарушениям в сумме свыше четырехсот тысяч рублей в основном отнесены недостатки и замечания, связанные с превышением объема начислений в связи с применением способа расчета размера платы за коммунальные услуги, противоречащего нормам жилищного законодательства, что не обеспечило достаточной степени точности показателей при определении фактических объемов потребления, исходя из занимаемой площади.

Кроме того, в результате оплаты выполненных работ по корректировке проектной документации; по координированию границ земельного участка и подготовке межевого плана по объекту капитального строительства Реконструкция набережной реки Амур в г. Комсомольске-на-Амуре; по приобретению техники и оборудования за счет субсидий, предусмотренных на выполнение государственного задания, установлено сорок четыре факта нецелевого использования бюджетных средств на сумму двадцать шесть миллионов рублей.

Неэффективное использование средств и имущества составило двести семьдесят два миллиона рублей и сложилось в основном за счет  финансирования субсидий из краевого бюджета в конце года; излишне осуществленных расходов, не предусмотренных бюджетным и налоговым законодательством; за счет осуществления расходов на содержание функциональных помещений, фактически неиспользуемых в хозяйственной деятельности; уплаты штрафов, пеней, морального вреда, а также непринятия мер по взысканию убытков и штрафных санкций с исполнителей контрактов, нарушивших свои обязательства.

В рамках тематических контрольных мероприятий хочу отметить, что нами в течение трех лет по вашим поручениям проводятся проверки деятельности главных администраторов доходов краевого бюджета по обеспечению поступлений доходов в краевой бюджет.

В отчетном году основным объектом стал комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края.

Анализ администрируемых доходов показал, что общий объем доходов по сравнению с доходами, исполненными в 2015 и в 2016 годах (2015 году - в сумме 28,2 млн. рублей, в 2016 году - в сумме 21,2 млн. рублей), сократился. Причинами явились сокращение количества обращений за получением государственных услуг, а также  уменьшение количества самоходной техники, предоставляемой к техосмотру.

В ходе контроля установлены нарушения отдельных требований федерального закона о бухгалтерском учете, что привело к искажению бюджетной отчетности.

По данному факту должностными лицами Контрольно-счетной палаты края возбуждено административное производство.

В текущем году по вашему поручению запланировано осуществление контроля в данном направлении, объектом контроля станет комитет торговли и пищевой промышленности края.

Вопросы управления и распоряжения краевым государственным имуществом в 2018 году были рассмотрены в ходе контроля  в сфере здравоохранения.

Объектами контроля являлись министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики края, министерство здравоохранения края и краевые государственные учреждения здравоохранения.

Анализ итогов контрольного мероприятия позволил выделить наиболее характерные нарушения. Это нарушения требований, регламентирующих порядок управления и распоряжения краевым государственным имуществом; требований федерального законодательства о бухгалтерском учете; нарушения по оформлению прав на объекты недвижимого имущества и земельные участки, принадлежащие учреждениям; постановке и снятию объектов с государственного кадастрового учета; отсутствие надлежащего контроля за полнотой, достоверностью и своевременностью предоставления правообладателями имущества к учету краевого имущества, принадлежащего им на соответствующем вещном праве.

Данная проверка на сегодняшний день остается на контроле у нас до полного устранения нарушений.

В 2018 году проведена экспертиза и контроль использования средств краевого бюджета в рамках реализации мероприятий государственных программ.

По итогам проведенных экспертиз и проверок Контрольно-счетная палата выявила целый ряд проблем системного характера:

цели отдельных госпрограмм некорректны;

недостаточно взаимоувязаны  цели и задачи госпрограмм;

в ряде случаев показатели (индикаторы) госпрограмм не отражают конечного результата мероприятий госпрограмм;

некоторые госпрограммы не решают стратегических задач края;

объемы ресурсного обеспечения госпрограмм в отдельных случаях не соответствуют объемам бюджетных ассигнований, утвержденных законом о краевом бюджете.

В результате, по мнению Контрольно-счетной палаты, принятые госпрограммы пока еще не стали инструментом экономического и бюджетного планирования, но, надеемся, что сейчас, в ходе их корректировки  на региональные проекты будут четко установлены отраслевые приоритеты, определено взаимовлияние госпрограмм, выделены важнейшие мероприятия.

Состояние местных бюджетов рассматривается Контрольно-счетной палатой края ежегодно в ходе контрольных мероприятий.

При осуществлении контроля приоритетом остаются проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований края, в рамках которых рассматриваются вопросы налогового потенциала территорий. Объектами в 2018 году явились Ванинский, Верхнебуреинский и Охотский муниципальные районы.

Результаты контроля в муниципальных образованиях показали следующее.

В каждом проверенном муниципальном образовании бюджеты сформированы и исполнены с дефицитом.

Формирование доходной части в значительной мере осуществляется не за счет собственных доходов, а за счет безвозмездных поступлений. При этом доля безвозмездных поступлений из краевого бюджета и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в общих объемах доходов местных бюджетов  с каждым годом увеличивается и уже составляет свыше восьмидесяти процентов, а доля собственных доходов снижается.

Установлен недостаточный уровень налогового администрирования и наличие резервов по увеличению доходной базы местных бюджетов.

 

Хочу отметить, несмотря на то, что в целом задания по мобилизации доходов в бюджеты муниципальных районов выполняются, по отдельным видам доходов имеет место быть недовыполнение, основными причинами которого являются:

- недостаточное качество прогнозирования доходов бюджетов от сдачи в аренду имущества;

- существенные проблемы с поступлением неналоговых доходов от использования муниципального имущества по причине невыполнения обязательств арендаторами по договорам аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений муниципальных районов.

Серьезный потенциал связан с налоговой недоимкой. Правительством края, администрациями муниципальных образований края в целях увеличения поступлений в бюджет края во взаимодействии с налоговыми органами проводится определенная работа по ее снижению.

 

По итогам проведенных контрольных мероприятий министерству финансов края направлено пять уведомлений о применении бюджетных мер принуждения; объектам контроля направлено тридцать одно представление; Губернатору края и в органы исполнительной власти края направлено сорок два информационных письма.

 

По результатам рассмотрения уведомлений о применении бюджетных мер принуждения министерством финансов края бесспорно взыскано средств в краевой бюджет в размере свыше пятнадцати миллионов рублей.

Меры, принятые Контрольно-счетной палатой края в 2018 году, способствовали устранению финансовых нарушений на общую сумму один миллиард четыреста восемь миллионов рублей, в том числе обеспечен возврат средств в краевой бюджет в сумме двадцать пять миллионов рублей, выполнено работ и (или) оказано услуг на девяносто один миллион рублей.

Результаты нашей работы свидетельствуют о наличии значительных резервов повышения качества бюджетного планирования и организации исполнения краевого бюджета, эффективности использования его средств.

В отчетном периоде с учетом закрепленных полномочий продолжалось активное сотрудничество с правоохранительными органами, основной направленностью которого являлось пресечение и предупреждение правонарушений в финансово-бюджетной сфере, а также обеспечение исполнения требований законодательства Российской Федерации в процессе использования краевой государственной собственности.

 

В 2018 году должностными лицами Контрольно-счетной палаты края возбуждено двадцать пять дел об административных правонарушениях.

Поводами к возбуждению административных производств послужили следующие нарушения бюджетного законодательства:

грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности - двенадцать фактов;

нецелевое использование бюджетных средств - восемь фактов;

нарушение условий предоставления бюджетных трансфертов - три факта;

по одному факту за нарушения сроков доведения лимитов бюджетных обязательств, условий предоставления субсидии, нарушения порядков: работы с денежной наличностью; составления, утверждения и ведения бюджетных смет; принятия бюджетных обязательств.

 

По субъектному составу:

В отношении должностных лиц возбуждено двадцать четыре административных производства, из которых пять - в отношении лиц, замещающих муниципальные должности; три - в отношении государственных гражданских служащих; четыре - в отношении муниципальных служащих, субъектами двенадцати дел об административных правонарушениях стали должностные лица краевых государственных и муниципальных учреждений.

В отношении юридических лиц возбуждено одно административное производство.

По результатам рассмотрения административных протоколов, наложено и взыскано административных штрафов на сто шестьдесят тысяч рублей, в отношении шести должностных лиц судьи ограничились устным замечанием.

В Главное контрольное управление Губернатора и Правительства края в соответствии с его полномочиями, направлено четыре информационных материала о нарушениях требований Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг, установленных в ходе проведения контрольных мероприятий. По результатам их рассмотрения региональным контрольным органом в отношении должностных лиц объектов контроля возбуждено четыре дела об административных правонарушениях.

В органы прокуратуры в отчетном году для проведения правовой оценки направлены материалы двадцати одного контрольного мероприятия. По результатам их рассмотрения прокурорами районов и городских округов внесено двенадцать представлений, два протеста, возбуждено два дела об административных правонарушениях, одно должностное лицо привлечено к административной ответственности.

В Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по краю в 2018 году направлены материалы о результатах контрольного мероприятия на предмет законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета, выделенных бюджету городского поселения «Город Амурск».

В соответствии с принципом гласности внешнего государственного финансового контроля за 2018 год на официальном сайте Контрольно-счетной палаты края размещено шестьдесят пять публикаций о результатах нашей деятельности, в разделе портала Счетной палаты и контрольно-счетных органов Российской Федерации - шестнадцать материалов.

Не могу не сказать еще об одном знаковом сегменте нашей работы. Продолжено сотрудничество Контрольно-счетной палаты с органами внешнего финансового контроля других субъектов Российской Федерации и Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате России. Контрольно-счетная палата края является членом Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации и Совета контрольно-счетных органов края.

Одна из основных задач Контрольно-счетной палаты на 2019 год  - тесное взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации. В этой связи в плане работы на 2019 год особая роль отводится параллельному контрольному мероприятию со Счетной палатой в рамках проверки эффективности и результативности мер финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в Дальневосточном федеральном округе и совместному мероприятию - по развитию общегородской коммунальной инфраструктуры г. Комсомольска-на-Амуре и территории опережающего социально-экономического развития «Комсомольск» в рамках долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, а также в рамках реализации мероприятий плана социального развития центров экономического роста Хабаровского края.

Также хотелось бы остановиться на взаимодействии с контрольно-счетными органами муниципальных образований края, в рамках которого большое внимание уделялось укреплению системы внешнего государственного и муниципального финансового контроля на территории края.

С этой целью ежегодно проводятся обучающие семинары с представителями контрольно-счетных органов края.

Участники семинаров отмечают актуальность их проведения, результаты которых дают возможность совершенствовать работу контрольно-счетных органов края.

Основной задачей Контрольно-счетной палаты края в текущем году остается контроль соблюдения принципов законности, эффективности и результативности использования бюджетных средств на всех уровнях и этапах бюджетного процесса.

Уважаемый Сергей Леонидович, уважаемые депутаты, завершая свое выступление, хотел бы сказать, что впереди сложное, напряженное время, когда решение текущих и перспективных задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности во многом будет зависеть от каждого из нас на своем рабочем месте.

Сотрудники Контрольно-счетной палаты ощущают личную ответственность за качество выполняемой работы, за принимаемые решения.

Заверяю, что коллектив Контрольно-счетной палаты края выполнит все поставленные вами в текущем году задачи, оправдает оказанное доверие и подтвердит свой профессиональный уровень.

 

Спасибо за внимание.