19.10.2019
Доклад
Председателя Контрольно-счетной палаты края В.В. Кондрашова на тему:
«О деятельности Контрольно-счетной палаты
Хабаровского края в 2018 году»
Добрый день!
Уважаемый Сергей Леонидович!
Уважаемые депутаты! Приглашенные!
Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты края подготовлен в соответствии с требованиями Закона края о Контрольно-счетной палате и содержит общую характеристику результатов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, основные выводы, рекомендации и предложения по результатам нашей деятельности.
В 2018 году приоритетной задачей Контрольно-счетной палаты являлся контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств краевого бюджета и иных источников в рамках реализации государственных программ края.
Активно осуществлялось взаимодействие с комитетами Законодательной Думы края. Представители Контрольно-счетной палаты принимали участие в заседаниях постоянных комитетов, где рассматривались результаты контрольных мероприятий, проведенных по поручениям Законодательной Думы края.
Что касается результатов нашей деятельности.
В 2018 году проведено шестьдесят три мероприятия, в том числе двадцать семь - контрольных мероприятий; два - экспертно-аналитических мероприятия; проведена внешняя проверка бюджетной отчетности тридцати двух главных администраторов бюджетных средств; а также проведена внешняя проверка годовых отчетов об исполнении краевого бюджета и бюджета краевого фонда обязательного медицинского страхования.
Кроме того, проведено триста пятнадцать финансово-экономических экспертиз проектов нормативных правовых актов.
Все запланированные мероприятия выполнены в полном объеме и в установленные сроки.
Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проведены в ста одиннадцати органах и организациях. Общий объем финансовых средств, проверенных в отчетном году в ходе контрольной деятельности, составил семьдесят восемь миллиардов семьсот семнадцать миллионов рублей, из них средств краевого бюджета – двадцать пять миллиардов шестьсот двадцать семь миллионов рублей.
Установлено семь тысяч тридцать пять фактов финансовых нарушений, суммовая оценка которых составляет три миллиарда двести восемьдесят миллионов рублей.
Наибольший удельный вес в размере шестидесяти семи процентов в общем объеме выявленных нарушений или свыше двух миллиардов рублей приходится на нарушения, допускаемые при ведении бухгалтерского учета, составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, и связан в основном с учетом объектов недвижимого и движимого имущества; с искажением отдельных показателей бухгалтерской (финансовой) отчётности; с неотражением дебиторской задолженности и недостоверностью отражения фактов хозяйственной жизни.
Нарушения свыше семисот двадцати двух миллионов рублей, или двадцать два процента установлены при формировании и исполнении бюджетов в результате:
принятия объектами контроля бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;
нарушения муниципальными образованиями требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в части превышения допустимого ограничения дефицита местного бюджета;
нарушения муниципальными образованиями условий предоставления субсидий в отсутствие софинансирования;
неправильного применения бюджетной классификации Российской Федерации.
В системе государственных (муниципальных) закупок имели место недостатки, связанные с непредъявлением штрафных санкций за нарушение сроков исполнения контрактов; с изменением условий муниципальных контрактов; рядом государственных учреждений принимались банковские гарантии, предоставленные в качестве обеспечения исполнения государственных контрактов, не соответствующие требованиям, так как срок их действия истекал раньше срока действия контракта, что создавало риски по обеспечению надлежащего исполнения подрядчиками своих обязательств.
К иным нарушениям в сумме свыше четырехсот тысяч рублей в основном отнесены недостатки и замечания, связанные с превышением объема начислений в связи с применением способа расчета размера платы за коммунальные услуги, противоречащего нормам жилищного законодательства, что не обеспечило достаточной степени точности показателей при определении фактических объемов потребления, исходя из занимаемой площади.
Кроме того, в результате оплаты выполненных работ по корректировке проектной документации; по координированию границ земельного участка и подготовке межевого плана по объекту капитального строительства Реконструкция набережной реки Амур в г. Комсомольске-на-Амуре; по приобретению техники и оборудования за счет субсидий, предусмотренных на выполнение государственного задания, установлено сорок четыре факта нецелевого использования бюджетных средств на сумму двадцать шесть миллионов рублей.
Неэффективное использование средств и имущества составило двести семьдесят два миллиона рублей и сложилось в основном за счет финансирования субсидий из краевого бюджета в конце года; излишне осуществленных расходов, не предусмотренных бюджетным и налоговым законодательством; за счет осуществления расходов на содержание функциональных помещений, фактически неиспользуемых в хозяйственной деятельности; уплаты штрафов, пеней, морального вреда, а также непринятия мер по взысканию убытков и штрафных санкций с исполнителей контрактов, нарушивших свои обязательства.
В рамках тематических контрольных мероприятий хочу отметить, что нами в течение трех лет по вашим поручениям проводятся проверки деятельности главных администраторов доходов краевого бюджета по обеспечению поступлений доходов в краевой бюджет.
В отчетном году основным объектом стал комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края.
Анализ администрируемых доходов показал, что общий объем доходов по сравнению с доходами, исполненными в 2015 и в 2016 годах (2015 году - в сумме 28,2 млн. рублей, в 2016 году - в сумме 21,2 млн. рублей), сократился. Причинами явились сокращение количества обращений за получением государственных услуг, а также уменьшение количества самоходной техники, предоставляемой к техосмотру.
В ходе контроля установлены нарушения отдельных требований федерального закона о бухгалтерском учете, что привело к искажению бюджетной отчетности.
По данному факту должностными лицами Контрольно-счетной палаты края возбуждено административное производство.
В текущем году по вашему поручению запланировано осуществление контроля в данном направлении, объектом контроля станет комитет торговли и пищевой промышленности края.
Вопросы управления и распоряжения краевым государственным имуществом в 2018 году были рассмотрены в ходе контроля в сфере здравоохранения.
Объектами контроля являлись министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики края, министерство здравоохранения края и краевые государственные учреждения здравоохранения.
Анализ итогов контрольного мероприятия позволил выделить наиболее характерные нарушения. Это нарушения требований, регламентирующих порядок управления и распоряжения краевым государственным имуществом; требований федерального законодательства о бухгалтерском учете; нарушения по оформлению прав на объекты недвижимого имущества и земельные участки, принадлежащие учреждениям; постановке и снятию объектов с государственного кадастрового учета; отсутствие надлежащего контроля за полнотой, достоверностью и своевременностью предоставления правообладателями имущества к учету краевого имущества, принадлежащего им на соответствующем вещном праве.
Данная проверка на сегодняшний день остается на контроле у нас до полного устранения нарушений.
В 2018 году проведена экспертиза и контроль использования средств краевого бюджета в рамках реализации мероприятий государственных программ.
По итогам проведенных экспертиз и проверок Контрольно-счетная палата выявила целый ряд проблем системного характера:
цели отдельных госпрограмм некорректны;
недостаточно взаимоувязаны цели и задачи госпрограмм;
в ряде случаев показатели (индикаторы) госпрограмм не отражают конечного результата мероприятий госпрограмм;
некоторые госпрограммы не решают стратегических задач края;
объемы ресурсного обеспечения госпрограмм в отдельных случаях не соответствуют объемам бюджетных ассигнований, утвержденных законом о краевом бюджете.
В результате, по мнению Контрольно-счетной палаты, принятые госпрограммы пока еще не стали инструментом экономического и бюджетного планирования, но, надеемся, что сейчас, в ходе их корректировки на региональные проекты будут четко установлены отраслевые приоритеты, определено взаимовлияние госпрограмм, выделены важнейшие мероприятия.
Состояние местных бюджетов рассматривается Контрольно-счетной палатой края ежегодно в ходе контрольных мероприятий.
При осуществлении контроля приоритетом остаются проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований края, в рамках которых рассматриваются вопросы налогового потенциала территорий. Объектами в 2018 году явились Ванинский, Верхнебуреинский и Охотский муниципальные районы.
Результаты контроля в муниципальных образованиях показали следующее.
В каждом проверенном муниципальном образовании бюджеты сформированы и исполнены с дефицитом.
Формирование доходной части в значительной мере осуществляется не за счет собственных доходов, а за счет безвозмездных поступлений. При этом доля безвозмездных поступлений из краевого бюджета и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в общих объемах доходов местных бюджетов с каждым годом увеличивается и уже составляет свыше восьмидесяти процентов, а доля собственных доходов снижается.
Установлен недостаточный уровень налогового администрирования и наличие резервов по увеличению доходной базы местных бюджетов.
Хочу отметить, несмотря на то, что в целом задания по мобилизации доходов в бюджеты муниципальных районов выполняются, по отдельным видам доходов имеет место быть недовыполнение, основными причинами которого являются:
- недостаточное качество прогнозирования доходов бюджетов от сдачи в аренду имущества;
- существенные проблемы с поступлением неналоговых доходов от использования муниципального имущества по причине невыполнения обязательств арендаторами по договорам аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений муниципальных районов.
Серьезный потенциал связан с налоговой недоимкой. Правительством края, администрациями муниципальных образований края в целях увеличения поступлений в бюджет края во взаимодействии с налоговыми органами проводится определенная работа по ее снижению.
По итогам проведенных контрольных мероприятий министерству финансов края направлено пять уведомлений о применении бюджетных мер принуждения; объектам контроля направлено тридцать одно представление; Губернатору края и в органы исполнительной власти края направлено сорок два информационных письма.
По результатам рассмотрения уведомлений о применении бюджетных мер принуждения министерством финансов края бесспорно взыскано средств в краевой бюджет в размере свыше пятнадцати миллионов рублей.
Меры, принятые Контрольно-счетной палатой края в 2018 году, способствовали устранению финансовых нарушений на общую сумму один миллиард четыреста восемь миллионов рублей, в том числе обеспечен возврат средств в краевой бюджет в сумме двадцать пять миллионов рублей, выполнено работ и (или) оказано услуг на девяносто один миллион рублей.
Результаты нашей работы свидетельствуют о наличии значительных резервов повышения качества бюджетного планирования и организации исполнения краевого бюджета, эффективности использования его средств.
В отчетном периоде с учетом закрепленных полномочий продолжалось активное сотрудничество с правоохранительными органами, основной направленностью которого являлось пресечение и предупреждение правонарушений в финансово-бюджетной сфере, а также обеспечение исполнения требований законодательства Российской Федерации в процессе использования краевой государственной собственности.
В 2018 году должностными лицами Контрольно-счетной палаты края возбуждено двадцать пять дел об административных правонарушениях.
Поводами к возбуждению административных производств послужили следующие нарушения бюджетного законодательства:
грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности - двенадцать фактов;
нецелевое использование бюджетных средств - восемь фактов;
нарушение условий предоставления бюджетных трансфертов - три факта;
по одному факту за нарушения сроков доведения лимитов бюджетных обязательств, условий предоставления субсидии, нарушения порядков: работы с денежной наличностью; составления, утверждения и ведения бюджетных смет; принятия бюджетных обязательств.
По субъектному составу:
В отношении должностных лиц возбуждено двадцать четыре административных производства, из которых пять - в отношении лиц, замещающих муниципальные должности; три - в отношении государственных гражданских служащих; четыре - в отношении муниципальных служащих, субъектами двенадцати дел об административных правонарушениях стали должностные лица краевых государственных и муниципальных учреждений.
В отношении юридических лиц возбуждено одно административное производство.
По результатам рассмотрения административных протоколов, наложено и взыскано административных штрафов на сто шестьдесят тысяч рублей, в отношении шести должностных лиц судьи ограничились устным замечанием.
В Главное контрольное управление Губернатора и Правительства края в соответствии с его полномочиями, направлено четыре информационных материала о нарушениях требований Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг, установленных в ходе проведения контрольных мероприятий. По результатам их рассмотрения региональным контрольным органом в отношении должностных лиц объектов контроля возбуждено четыре дела об административных правонарушениях.
В органы прокуратуры в отчетном году для проведения правовой оценки направлены материалы двадцати одного контрольного мероприятия. По результатам их рассмотрения прокурорами районов и городских округов внесено двенадцать представлений, два протеста, возбуждено два дела об административных правонарушениях, одно должностное лицо привлечено к административной ответственности.
В Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по краю в 2018 году направлены материалы о результатах контрольного мероприятия на предмет законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета, выделенных бюджету городского поселения «Город Амурск».
В соответствии с принципом гласности внешнего государственного финансового контроля за 2018 год на официальном сайте Контрольно-счетной палаты края размещено шестьдесят пять публикаций о результатах нашей деятельности, в разделе портала Счетной палаты и контрольно-счетных органов Российской Федерации - шестнадцать материалов.
Не могу не сказать еще об одном знаковом сегменте нашей работы. Продолжено сотрудничество Контрольно-счетной палаты с органами внешнего финансового контроля других субъектов Российской Федерации и Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате России. Контрольно-счетная палата края является членом Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации и Совета контрольно-счетных органов края.
Одна из основных задач Контрольно-счетной палаты на 2019 год - тесное взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации. В этой связи в плане работы на 2019 год особая роль отводится параллельному контрольному мероприятию со Счетной палатой в рамках проверки эффективности и результативности мер финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в Дальневосточном федеральном округе и совместному мероприятию - по развитию общегородской коммунальной инфраструктуры г. Комсомольска-на-Амуре и территории опережающего социально-экономического развития «Комсомольск» в рамках долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, а также в рамках реализации мероприятий плана социального развития центров экономического роста Хабаровского края.
Также хотелось бы остановиться на взаимодействии с контрольно-счетными органами муниципальных образований края, в рамках которого большое внимание уделялось укреплению системы внешнего государственного и муниципального финансового контроля на территории края.
С этой целью ежегодно проводятся обучающие семинары с представителями контрольно-счетных органов края.
Участники семинаров отмечают актуальность их проведения, результаты которых дают возможность совершенствовать работу контрольно-счетных органов края.
Основной задачей Контрольно-счетной палаты края в текущем году остается контроль соблюдения принципов законности, эффективности и результативности использования бюджетных средств на всех уровнях и этапах бюджетного процесса.
Уважаемый Сергей Леонидович, уважаемые депутаты, завершая свое выступление, хотел бы сказать, что впереди сложное, напряженное время, когда решение текущих и перспективных задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности во многом будет зависеть от каждого из нас на своем рабочем месте.
Сотрудники Контрольно-счетной палаты ощущают личную ответственность за качество выполняемой работы, за принимаемые решения.
Заверяю, что коллектив Контрольно-счетной палаты края выполнит все поставленные вами в текущем году задачи, оправдает оказанное доверие и подтвердит свой профессиональный уровень.
Спасибо за внимание.