Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Информация о результатах контрольного мероприятия на предмет использования средств краевого бюджета и иных источников, полученных автономной некоммерческой организацией «Краевой сельскохозяйственный фонд» в 2020 году

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Хабаровского края (далее – край) на 2021 год проведено контрольное мероприятие на  предмет законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета и иных источников, полученных автономной некоммерческой организацией «Краевой сельскохозяйственный фонд» в 2020 году.

Объем проверенных средств составил 106 609,21 тыс. рублей.

Планом мероприятий автономной некоммерческой организации «Краевой сельскохозяйственный фонд» (далее – АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд»), утвержденным 25 декабря 2020 года решением наблюдательного совета АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд», предусмотрена реализация в 2020 году следующих видов уставной деятельности:

вовлечение в процесс сельскохозяйственного производства и переработки продукции населения и организаций края, развитие всех форм кооперации на селе, повышение занятости населения;

деятельность в качестве Центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации, направленная на обеспечение создания и (или) развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в области сельского хозяйства, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйства (далее – К(Ф)Х), сельскохозяйственных кооперативов, и граждан, ведущих подсобные хозяйства на сельских территориях края.

В целях вовлечения в сельскохозяйственный оборот  неиспользуемых и малопродуктивных земель решением наблюдательного совета АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» от 27 октября 2020 года утверждены штатное расписание и структура АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд», предусматривающие в составе АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» новое структурное подразделение «Машинно-тракторная станция».

АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» в 2020 году произведены расходы в сумме 40 669,08 тыс. рублей на создание и обеспечение деятельности нового структурного подразделения «Машинно-тракторная станция», из них:

оплата двух договоров об оказании услуг по инженерно-техническому сопровождению организации работы «Машинно-тракторной станции» (договоры ГПХ) – 219,44 тыс. рублей;

оплата труда двух сотрудников данного подразделения АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» в сумме 531,67 тыс. рублей;

приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования – 39 917,97 тыс. рублей.

Вместе с тем, в отсутствие реестра земельных участков для первоочередного ввода в оборот в 2021 году, технического задания по вовлечению в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель, а также проекта рекультивации плановых участков, содержащего перечень работ по рекультивации, расходы на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования и оплату труда работников структурного подразделения «Машинно-тракторной станции» по мнению Контрольно-счетной палаты края преждевременны.

Согласно Уставу АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» применят практику «возвратного финансирования». Под понятием «возвратное финансирование» АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» подразумевает комплекс предоставления услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям края по материально-техническому обеспечению на условиях возвратности. Так, АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» рассчитывается за счет средств субсидий из краевого бюджета с производителями сельскохозяйственной продукции или с поставщиками сельскохозяйственного оборудования и техники за покупателей, а покупателям дает рассрочку на возврат средств («возвратное финансирование»). В проверяемом периоде в рамках практики «возвратного финансирования» АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» заключено 20 агентских договоров.

В целях обеспечения сельскохозяйственными товаропроизводителями края обязательств по агентским договорам предусмотрено предоставление ими залогового имущества.

Вместе с тем в АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» отсутствует механизм планового мониторинга залогового имущества, что несет риски обесценивания, утраты или повреждения предмета залога и как следствие неисполнение Залогодателем договорных обязательств.

По состоянию на 1 января 2021 года дебиторская задолженность АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» составила 103 506,48 тыс. рублей. По сравнению с 1 января 2020 года (95 761,67 тыс. рублей) дебиторская задолженность увеличилась на 7 744,81 тыс. рублей или на 8,1 процента ввиду заключения в 2020 году агентских договоров на  сумму 33 453,36 тыс. рублей.

По состоянию на 1 января 2020 года просроченная дебиторская задолженность составила 16 530,78 тыс. рублей, или 17,3 процента от общей суммы дебиторской задолженности. В 2020 году сумма просроченной дебиторской задолженности увеличилась на 15 502,61 тыс. рублей или на 93,7 процента и по состоянию на 1 января 2021 года составила 32 033,39 тыс. рублей, или 30,9 процента от общей суммы дебиторской задолженности. При этом по договорам, заключенным в 2020 году, сумма просроченной дебиторской задолженности составила 405,04 тыс. рублей.

Остаток денежных средств на расчетных счетах АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» по состоянию на 1 января 2020 года составил 10 674,83 тыс. рублей, по состоянию на 1 января 2021 года – 25 740,21 тыс. рублей.

В 2020 году на расчетные счета Фонда поступило доходов в сумме 130 350,06 тыс. рублей, из них:

по уставной деятельности – 90 026,46 тыс. рублей, в том числе:

по инвестиционной деятельности – 40 323,60 тыс. рублей, в том числе:

В нарушение требований соглашений о предоставлении АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» субсидий из краевого бюджета, заключенных Минсельхозом края и АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» в 2020 году, АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» не обеспечено ведение обособленного аналитического учета операций, осуществляемых за счет средств субсидий из краевого бюджета.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» в бухгалтерском учете не в полном объеме отражена дебиторская задолженность по состоянию на 31 декабря 2019 года, в том числе по выкупной стоимости имущества, переданного по договорам аренды с последующим выкупом, заключенным в 2016 – 2019 годах.

Установлено несоответствие данных бухгалтерского учета с фактической суммой дебиторской задолженности в сумме 1 324,74 тыс. рублей (9,7%), что привело к недостоверности бухгалтерского учета и отчетности.

Контрольно-счетной палатой края внесено генеральному директору АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» предписание от 28 января 2020 года № 1, которым предписана необходимость незамедлительного устранения указанного факта нарушения, а именно, привести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и учетной политикой АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд».

В ходе проведения контрольного мероприятия АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» данное несоответствие устранено.

Согласно отчетам о достижении результатов предоставления субсидий из краевого бюджета и значений показателей, необходимых для их достижения, АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» в 2020 году достигла следующих показателей:

количество созданных сельскохозяйственных кооперативов на территории края при содействии АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» – 8 единиц, выполнение составило 200 процентов;

количество проведенных АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» консультаций, семинаров, конференций, конкурсов, презентаций, форумов – 794 единицы (397%);

количество вновь созданных рабочих мест субъектами МСП края при содействии АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» – 6 единиц (120%);

количество сельскохозяйственных товаропроизводителей края, вовлеченных в систему сельскохозяйственной кооперации края при содействии АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» – 157 единиц (157%);

количество К(Ф)Х и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, получивших услуги Центра компетенций по оформлению документов на получение грантовой поддержки, а так же субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам и фактически получивших средства такой поддержки в результате оказания указанных услуг – 17 единиц (189%);

доля К(Ф)Х и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кроме кредитных, страховых) в общем количестве сельскохозяйственных товаропроизводителей края, являющихся субъектами МСП, в крае – 65 процентов, невыполнение составило 10 процентных пунктов. Согласно отчету причиной недостижения результата показателя явилось отсутствие актуальных данных по количеству К(Ф)Х и сельскохозяйственных потребительских кооперативов за 2020 год в статистике федеральной налоговой службы. При предоставлении отчета АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» использованы данные из статистического отчета федеральной налоговой службы за 2019 год;

доля К(Ф)Х и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, получивших услуги Центра компетенций, в общем количестве заявителей из сельскохозяйственных товаропроизводителей края, являющихся субъектами МСП, на получение услуг Центра компетенций – 87 процентов, перевыполнение на 2 процентных пункта;

доля работающих (осуществляющих деятельность и сдающих налоговую, статистическую, ревизионную и ведомственную отчетность) К(Ф)Х и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в общем количестве К(Ф)Х и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, зарегистрированных в крае – 70 процентов, невыполнение составило 5 процентных пункта. Согласно отчету причиной недостижения результата показателя явилось значительное количество К(Ф)Х и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, фактически не ведущих деятельность, но при этом продолжающих фигурировать в статистике федеральной налоговой службы, являющейся основным источником для расчета показателей.

Вместе с тем Минсельхозом края не определены показатели, характеризующие результативность использования субсидии из краевого бюджета на осуществление деятельности по вовлечению в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий края.

Отчет по результатам контрольного мероприятия рассмотрен на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты края (протокол от 19 марта 2021 года № 5) и утвержден приказом Контрольно-счетной палаты края от 19 марта 2021 года № 22-п.

По результатам контрольного мероприятия в соответствии с решением Коллегии Контрольно-счетной палаты края АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» внесено представление от 31 марта 2021 года № 2, направленное на устранение выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков.

По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой края подготовлена информация Губернатору края и в Законодательную Думу края.

С учетом предложений Контрольно-счетной палаты края АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» в соответствии с планом мероприятий по устранению замечаний, выявленных в ходе контрольного мероприятия:

внесены изменения в Учетную политику Фонда, предусматривающую корректировку плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, в части установления аналитических счетов (субсчетов), необходимых для ведения обособленного аналитического учета операций, осуществляемых за счет средств субсидий из краевого бюджета;

уведомление Контрольно-счетной палаты края о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах;

разработано и утверждено Положение о Центре компетенций;

внесены изменения в программу деятельности Центра компетенций, которые направлены на согласование в министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности края;

приостановлена деятельность АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» по материально-техническому обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей края на условиях возвратности (практику «возвратного финансирования») до полного погашения просроченной дебиторской задолженности и изменения схемы оказания услуг по агентским договорам;

исключено продление сроков погашения задолженности по дебиторской задолженности АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» в соответствии с графиками платежей;

предоставление субсидий из краевого бюджета осуществляется на отдельном счете, открытом АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» в кредитной организации, не связанном с поступлением прочих доходов от деятельности АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд», в том числе с поступлением сумм «возвратного финансирования».

Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты от 25 июня 2021 года представление от 31 марта 2021 года № 2 снято с контроля как исполненное.